«Юлмарт» и «Метрика» в начале года вели переговоры о возможном объединении. Компании хотели работать онлайн и оффлайн, а «Метрике» пришлось бы переделать свои магазины под формат интернет-гипермаркета. О том, почему сделка не состоялась, а также о ситуации на рынке и перспективах «Юлмарта» АБН рассказал его генеральный директор Сергей Федоринов.
В чем причина того, что так и не удалось завершить сделку с «Метрикой»?
Знаете, это как в личной жизни. Ну, встречались с молодым человеком, посмотрели поближе — не подходим друг другу. Это же не означает, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Не подходим друг другу, но получили опыт по итогу совместных встреч. И здесь почти такая же ситуация, абсолютно жизненная, и без всякого оттенка, что не договорились и т.д. Для нас очень полезны их знания, их компетенции конкретно в этой области DIY, и мы в рамках совместного проекта могли быть полезны друг другу. Им было очень интересно и полезно узнать о том, какие у нас технологии существуют в онлайне, организации commerce-платформы. В этом они видят для себя перспективу в будущем.
А что Вы видите в перспективе?
Мы уже в онлайновой платформе начали продавать DIY товары и товары строительного ассортимента. Поэтому гипотетически совместный проект был возможен. Другое дело, что спустя время, они выбрали для себя другую стратегию… Здесь свободная форма познания мира, бизнесов.
С JD у нас была целая серия больших встреч, и мы выходили на финишную прямую, фактически шли под венец
С кем у вас сейчас переговоры ведутся?
С кем у нас флирт, если продолжать аналогию? Мы общаемся со всем рынком, я общаюсь с очень большим количеством и предпринимателей, и первыми лицами компаний с целью взаимного обмена информацией. Мы как компания «Юлмарт» и наши партнеры по e-commerce сектору вместе формируем рынок. Мы формируем абсолютно новую сферу, и пока что говорить о какой-то конкуренции не приходится, скорее о сотрудничестве, потому что мы вместе строим этот дом и это будущее. У нас есть контакт со всеми игроками на рынке. Мы ездили в гости и к Kupivip.ru — я хорошо знаком с Оскаром Хартманном (основатель Kupivip.ru — АБН) — и к CarPrice. Аспекты стратегического партнерства мы рассматривали с китайскими компаниями. В частности, это и Alibaba — мы были в гостях у них, а они приезжали к нам. С JD у нас была целая серия больших встреч, и мы выходили на финишную прямую, фактически шли под венец.
Но жениться сейчас не собираетесь?
Сейчас наверно нет, мы же multichannel. Сейчас важно нарабатывать опыт, компетенцию в самых разных продуктовых сферах, чтобы затаскивать это понимание сюда. «Юлмарт» — это не продавец электроники, это, прежде всего, ресурсная онлайн-платформа нового поколения. Это можно скорее сравнить с торговым центром нового поколения, площади которого пока пустуют.
Дети будут всегда, дома будут всегда строиться и ремонтироваться, поэтому это колоссальные перспективы
Собираетесь ли расширять ассортимент?
Колоссальные рынки детских товаров, DIY (товары для дома, а также строительства и ремонта — АБН). Если мы говорим, что в результате каких-то конъюнктурных изменений, социальных и прочих меняется спрос, то тогда в любом секторе рынка точно можно найти адекватный продукт. В том числе даже в тяжелой электронике. А рынки детских товаров и DIY, исходя из спроса, это вечные рынки. Дети будут всегда, дома будут всегда строиться и ремонтироваться, поэтому это колоссальные перспективы. А внятных игроков в этих областях в e-commerce нет, и это рождает огромное окно возможностей.
Как будет развиваться «физическое», оффлайновое взаимодействие с покупателями?
У нас в основе физического взаимодействия лежат две платформы. Это пригородные центры исполнения заказов нового поколения. И, конечно же, мы ставим на новые пункты выдачи заказов. Это маленькие pick up points, которых у нас уже несколько сотен, и мы собираемся их расширять, в том числе и по франчайзингу. Ну а также не стоит забывать о доставке. Это основные боевые единицы. А оффлайн магазинов никогда не было и не будет. В этом смысла нет, у нас онлайновая витрина.
На что сейчас есть спрос? Какой сегмент рынка чувствует себя лучше?
Товары повседневного спроса, я думаю. Скорее всего, этот сегмент является вечно перспективным. Мы сейчас попробовали включить в свой ассортимент товары повседневного спроса, в том числе бытовую химию и корма для животных. Это сразу же нашло своего покупателя. Спрос очень сильно зависит не от сектора. Скорее, в любом секторе можно найти тот продукт, который будет интересен по соотношению своих качеств, характеристик и цены. Главная задача – найти его. Если он находится, то он рождает лавинообразный спрос. Сейчас у нас в топе продаж велосипеды и гироскутеры, потому что лето, и это на волне спроса. Особенно гироскутеры, это новая модная тема.
Как вы выбираете производителей? На что ориентируетесь?
На постоянство отношений, прежде всего. Нам важны не ситуационные истории, хотя они тоже существуют. Нас в большей степени интересуют стратегические партнерства, поэтому мы стараемся выходить на «первую голову». Мы сотрудничаем с такими гигантами, как Samsung, LG, Sony. Мы стараемся заключать прямые контракты.
Будут ли новые производители в вашем портфеле?
Обязательно, мы всегда пробуем новых производителей, новые продукты. Недавно мы открыли наш внутренний проект TheLabels по продаже одежды. Потихоньку он начинает набирать обороты. Предварительные договоренности, соглашения (пока еще не контракты) заключены, и это именитые бренды. Мы заключаем соглашения с мультибрендовыми поставщиками, которые уже оперируют конкретными производителями. Основная идея данного проекта заключается в том, чтобы сделать брендовую одежду доступной, продавая ее по стоковому принципу, по принципу распродаж. Это могут быть коллекции прошлых лет, оверстоки на складах производителей.
Российских производителей среди них не будет?
Пока что нет.
Как финансовые показатели менялись в прошлом году и в начале этого? Какие тенденции вы наблюдаете?
Тенденции общерыночные скорее негативные, чем позитивные. И на этих общих тенденциях наша основная задача – удерживать показатели в долларах на планке предыдущего года. Таким образом, рост в рублях у нас намечается, я думаю.
Сейчас рынок смартфонов и планшетов, если он не регулируется брендами, как это делает Apple, работает практически около нуля
Как будет меняться цена на электронику?
Сейчас и так все продается с колоссальными скидками. По электронике идет такая «двухходовка», которая взаимно усиливает падение цен. Первая – это легкий кризис перепроизводства в электронике почти по всем позициям, особенно «горячим», это смартфоны, планшеты. А вторая история заключается в том, что местные оффлайновые игроки помимо оверстока, борются за выполнение собственных планов. Они подливают масло в огонь своими дополнительными скидками. Сейчас рынок смартфонов и планшетов, если он не регулируется брендами, как это делает Apple, работает практически около нуля. В данный момент времени это не очень маржовое направление.
Стоит ли ждать покупателям роста цен?
Глобально, скорее всего, цены останутся на прежнем уровне. Скорее, будет переделка ассортимента в области электроники. Локально рост и падение цен измеряется курсом валют. Если говорить о глобальных трендах, то компания Samsung сокращает свой ассортимент. Если у них до этого было несколько десятков моделей телевизоров в единицу времени, то сейчас они хотят оставить несколько моделей, но более осмысленных и более нишевых. И по этому пути идут все производители, потому что это единственный способ повысить эффективность производства.
Юлиана Михайлова / АБН