Пустующие особняки культурной столицы страны как потенциальные площадки для создания арт-кластеров с целью продвижения современного искусства— так звучала прошедшая встреча Экспертного клуба Петербурга. Главным вопросом на мероприятии, породившим долгоиграющую дискуссию, стало обсуждение места и роли государственной поддержки в данной области. Присутствующие вновь разделились на два лагеря — одни были убеждены, что помощи от властей ждать не следует, и вертеться необходимо самостоятельно, другие же яро отстаивали позицию о взаимовыгодном сотрудничестве.
По мнению президента Петербургского рок-клуба Александра Семёнова, молодежь нуждается в пространствах, где они могли бы вести свою культурную деятельность. И если город поставил бы перед собой такую задачу — организовать подобные площадки — это было бы легко и просто реализуемо.
«Например, могли бы сдаваться какие-либо помещения, большие площадки или дома с такой же арендой, как они сдаются тем людям, которые будут их восстанавливать. Один рубль за один квадратный метр. Мы прекрасно понимаем, что на такой площадке совершенно точно будет кипеть жизнь», — считает эксперт.
Советский и российский писатель, рок-музыкант, журналист, основатель и лидер рок-группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан, в свою очередь, полагает, что чем дальше искусство от государства, тем проще, и государству, и людям, «как сказал один францисканский монах – не имейте дело с государством, потому что оно все запутает». Кроме того, по мнению эксперта, лишь созданием площадок для молодежи не отделаться. Вопрос с кадрами и профессионалами своего дела остро стоит даже в этой области, казалось бы, действительно богатой на идеи и инициативы. Рекшан подчеркивает, что власть должна облегчать ношу энтузиастов, не влезая во внутреннюю политику, однако безрассудно раскидываться средствами тоже не стоит — «когда слишком много становится казенных денег, сразу все расслабляются, никто ничего не будет делать. Должна быть здоровая конкуренция. В кластерах должны быть талантливые люди с идеями, если их нет, то в этом нет смысла. Я за равноправное сотрудничество и встречное движение – государство должно двигаться навстречу народу, а народ уважать и сотрудничать с государством».
Заместитель Главы Василеостровского района Санкт-Петербурга Виталий Мартыненко заявил о том, что законодатели должны поработать над формой, которая бы позволяла совмещать творчество с коммерцией. Если углубиться в программу «рубль за метр», можно наткнуться на огромное количество подводных камней. Так, например, подобные здания – так называемые пустующие особняки – нуждаются в высоких охранных обязательствах. К слову, за фасад особняка Брусницына придется проститься с 500 млн рублей.
«Это говорит о том, что не проработана та нормативно-законодательная база, которая позволила бы не то что коммерсантам, людям из бизнеса, а людям творчества, которые готовы развивать культурную деятельность, участвовать в этих программах. Красиво звучит «рубль за метр», но на самом деле за этим стоят страшные финансовые обязательства. Необходимо задуматься и законодательной власти, и исполнительной о том, что должна быть какая-то форма, позволяющая разрешать эти коллизии и создавать арт-пространства, которые были бы востребованы людьми, занимающимися творчеством, а государство могло бы им оказать эти условия», — отметил Виталий Мартыненко.
Изречения о неэффективных взаимодействиях с властью привели к тому, что дискуссия стала расширять свои горизонты и постепенно нарастала в так называемом зрительном зале. Особенно после рассказов директора Музея нонконформистского искусства арт-центра «Пушкинская, 10» Анастасии Пацей об уникальном создании площадки для художников и примкнувших к ним музыкантов, а также о незаконном захвате помещений и жизни в сквотах, чем поделился Андрей Кагадеев, советский и российский рок-музыкант, фронтмэн руппы “НОМ”.
По мнению экспертов, та ситуация, в которой создалась Пушкинская 10, вряд ли повторится когда-либо еще. «Это уникальное совпадение факторов. Это исторический контекст, экономический, политический и личностный, то есть так много точек встретились в один, что это исключение из правил», — утверждает Анастасия Пацей.
В свою очередь из зала посыпались вопросы в адрес представителей арт-кластеров, сидящих на сцене, и честно заявляющих о том, что у них нет проблем и в помощи властей они не нуждаются.
Так, например, режиссер социально-художественного театра Алиса Иванова заявила о том, что труппа уже несколько лет бьется головой об стену, чтобы получить помещение. Комитет имущественных отношений, в свою очередь, остаётся равнодушным к просьбам инициативных актеров, занимающихся социальным проектом. Семёнов отреагировал на данный вопрос из зала, добавив, что сам 20 лет отработал в Комитете по молодежной политике, и искать помощи у исполнительной власти бессмысленно.
«Всё, что касается государства, становится костным и не переворачиваемым, потому что система устроена так: чтобы сделать два шага, надо написать 18 тысяч записок, пояснений и так далее. Все происходит, но очень-очень медленно. Как только появляется государственный чин, все сразу начинает идти не так, как вам бы хотелось, ну потому что стулья должны быть одинаковыми, начнём с малого».
Коллегу поддержал Андрей Кагадеев, заявив о том, что все художники и музыканты — плохие бизнесмены. Они плохо организовываются. Совместить эти два понятия невозможно, можно лишь создать условия, и те, кто лучше остальных организован – выживут дольше.
«Искусство — как полынь. Растёт само по себе, где угодно. Где только можно. И слава богу, у нас в городе есть культурный запрос. Очень много людей, которые хотят этим заниматься, а не таскать какие-то вещи на продажу и перепродавать. Надо этому содействовать но ждать от этого ничего не надо. Потому что это может получиться, а может и не получиться».
Желающих высказаться с микрофоном становилось все больше. Одни требовали отдать музыкантам и художникам пустующие заводы, что, в принципе, невозможно устроить, учитывая незаконность данных процедур. другие просили бесплатные помещения, третьи предлагали выделить отдельную улицу в Петербурге и расположить на ней театры, концертные площадки и галереи, как бары и рестораны на улице Рубинштейна. Но никто не хотел объединяться в ассоциации и выходить с конкретными запросами.
Анастасия Пацей добавила, что текущая встреча раскрыла пучину проблем в этой области. По ее словам, необходимо создать отдельную встречу, на которой можно было бы разобрать каждый случай отдельно и помочь творческим инициативным людям правильно структурировать свои пожелания и профессионально довести дело до эффективного и качественного результата.