Валюта $66.88 €73.82 Brent$50.36

В Счетной палате назвали меры поддержки малого бизнеса неэффективными

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

С 2014 по 2018 год на поддержку малого и среднего бизнеса в России было потрачено около 80 миллиардов бюджетных средств, но они практически никак не отразились на ситуацию в сфере предпринимательства.

С 2017 года число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) сократилось, несмотря на все предпринимаемые меры государственно поддержки, подчеркивают в Счетной палате.

Поставленная президентом цель по росту числа занятых в секторе МСП до 20 млн человек к 2018 году не достигнута, под вопросом оказались и ориентиры на 2024 год, согласно которым число малых и средний предпринимателей должно вырасти до 25 млн человек.

«В 2015-2018 годах не сформировалась устойчивая тенденция роста малого и среднего бизнеса. Сейчас мы можем сказать, что численность работников, занятых в сфере МСП, изменялась незначительно — в диапазоне 18,9–19,3 млн человек», — отмечает аудитор Счетной палаты Данил Шилков.

По данным ФНС, на середину ноября 2019 года доля занятых в секторе МСП оценивается в 19 млн человек с учетом самозанятых граждан. Как добавляет Данил Шилков, количество субъектов МСП все последние годы оставалось примерно на одном уровне. Она составляет 5,5–6 млн челоевк, одновременно число средних предприятий снизилось с 20,4 до 16,7 тысяч.

В докладе Счетной палаты также отмечается, что финансовые показатели предприятий, получивших поддержку государства, менялись по-разному. В итоге однозначно оценить эффективность потраченных на них бюджетных денег практически невозможно.

Причем отдельные субъекты МСП после получения господдержки вынуждены были даже прекратить свою деятельность. Но в Минэкономразвития не рассматривают сокращение субъектов МСП в негативном свете.

Фото: АБН

В департаменте инвестиционной политики и развития предпринимательства МЭР обращают внимание, что из Единого реестра вылетают подросшие средние предприятия, которых в этом годы было порядка 200, что является позитивным трендом.

Основой поддержки малого и среднего бизнеса является льготное финансирование по госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика». Основное финансирование предоставляется бизнесу через банки-партнеры и МФО, которые выдают предпринимателям кредиты и займы на льготных условиях.

Большинство вопросов по выделению господдержки решается через Корпорацию МСП, МСП Банк и региональные гарантийные организации (РГО).

Например, они выступают в качестве поручителей для предпринимателей, которые хотят получить кредит в банке, но не могут этого сделать по каким-то причинам. На эти цели с 2014 года федеральный бюджет выделил около 80 млрд рублей.

«С 2019 года в Программу интегрирован национальный проект МСП, в рамках которого на финансовую поддержку планируется направить из федерального бюджета 257,1 млрд рублей в 2019–2024 годах. При этом наиболее ресурсоемкие мероприятия в рамках финансовой поддержки МСП, реализуемые в национальном проекте, остались прежними», — добавил аудитор Счетной палаты.

Системной проблемой национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства он считает тот факт, что получатели бюджетных средств не заинтересованы в достижении целей развития МСП, в том числе роста численности занятых в данной сфере и доли малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Заемщиков интересует, прежде всего, личная выгода и достижение показателей, закрепленных в договоре о предоставлении льготных кредитов. Счетная палата рекомендует Правительству заняться совершенствованием нормативной правовой базы в этих вопросах.

«Мы предполагаем, что за счет развития МСП будет осуществляться драйв экономики. Нам надо увидеть все зависимости и вычленять главную задачу влияния на рост экономики и производительности», — резюмировал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.