Сразу несколько петербургских фондов и творческих объединений смогут использовать бренд Ленинградского рок-клуба. О том, зачем бренд превратить в зонтичный, музыканты рассказали на встрече, которую организовал Экспертный клуб Петербурга.
Ленинградский рок-клуб был создан 7 марта 1981 года и просуществовал до 1990-х годов. Затем некоторые музыканты и общественные деятели пытались его реинкарнировать, но все попытки были безуспешными.
По словам президента Ленинградского рок-клуба Николая Михайлова, наименование «Ленинградский рок-клуб» в силу ограничений закона официально не зарегистрировано. Однако, несмотря на отсутствие этого, казалось бы, значимого нюанса правового характера, о возрождении общественной и концертной организации говорят до сих пор. В это же время другая часть культурной прослойки петербургского общества пытается убедить первую в том, что Ленинградский рок-клуб существует по сей день, более того, он активно развивается.
«Рок-клуб жив до тех пор, пока есть носители этой идеи, а они существуют. Дело вот в чем, ЛРК принадлежит народу по определению, поэтому говорить о возрождении…», — хотел закончить мысль Михайлов, но его речь прервал кто-то из присутствующих фразой «На моей памяти это уже 101 возрождение рок-клуба!».
«Возродить это можно только в том случае, если удастся найти новые смыслы в этом словосочетании «Ленинградский рок-клуб», — считает гендиректор СПб РОО «Музыка XXI» Андрей Антонов. – Нельзя взять старый заслуженный бренд и тупо перенести его в наше время. Ничего хорошего не получится, потому что во времена СССР, ЛРК был единственным местом в городе, где играли музыку и куда стекались все силы, которые годами копились. Все выплеснулось в одном месте – на Рубинштейна, 13, и какое-то время просуществовало. Если найти новые смыслы сейчас, тогда да, возродить можно. Но нельзя просто взять и повесить на сарай табличку с названием «Эрмитаж».
В свою очередь фронтмен группы «АукцЫон», президент фонда «Гаркундель» Олег Гаркуша полагает, что ЛРК – несомненно, является брендом. По словам шоумена, под этой аббревиатурой можно объединить другие действующие организации – тот же «Гаркундель», «Музыка XXI», Петербургский рок-клуб – но для чего?
«Хорошо, можно сделать суперздание, сделать там студии, концертные залы и так далее, но нужны вложения, кто этим будет заниматься? Назвать это ЛРК? Да ради бога. А потом позвать молодых музыкантов, которые не приводят ни одного человека на свои концерты. Для чего?», — задался вопросом Олег Гаркуша.
«Нужен ли рок-клуб Петербургу? Я читаю следующее: нужна ли музыка культурной столице? Вы чего? Вы уцепились за какое-то название символическое, мифическое, легендарное, гениальное. Это просто название, состоящее внутри из музыки, а музыка – это люди. Не путайте профессиональных людей, зарабатывающих деньги, и людей, которые просто играют музыку для себя, для тех десяти человек, что приходят на их концерты. Если вы обладаете какой-то возможностью помочь им – помогите. Я на протяжении 20 лет жизни, отработав в Комитете по молодежной политике и взаимодействуя с общественными организациями правительства СПб, могу вам сказать: ничего не делалось, не делается и не будет делаться», — строго заключил президент Петербургского рок-клуба Александр Семенов, тем самым вызвав массу негодования среди присутствующих. «Что значит «ничего не делается»?», «да вы сами ничего не делаете!», «бездельники», — доносилось с разных сторон.
«Очень странно, что вы не знаете, честно говоря, даже обидно, но мы работаем с молодыми коллективами, здесь половина зала из наших ребят собралась, — возразил Семенову директор по развитию ЛРК Игорь Серебренников. – Мы делаем концерты, помогаем детям-инвалидам, снимаем кино вместе с Дом фильмом. ЛРК сейчас существует».
«Делайте от своего имени это! Зачем вы делаете от имени Ленинградского рок-клуба? Вы кого представляете?», — ответил Серебренникову Антонов, но его перебил Михайлов фразой «ЛРК – это народное достояние, если кто-то проявляет инициативу в той или иной форме, значит, рок-клуб жив».
«Ленинградский рок-клуб давно прекратил существование. Все старое ушло, новое осталось, — решил оспорить мнение Михайлова арт-директор культурного центра «Сердце» Леонид Новиков. – Благодаря организации «Музыка XXI» мы сделали своими руками клуб: сами купили аппарат, вложились, влезли в долги, все сами. В настоящий момент у нас полностью забита концертная программа. Ленинградский рок клуб – не такой бренд, за которым нужно бежать. Вы хотите объединяться? Делайте просто свое дело. У меня есть сильные подозрения, что многие люди среди вас идеологически не совпадают. Как же мы объединимся? Мое предложение – каждому по интересам, у каждого свой дом».
«Должна быть какая-то оптимальная модель, которая позволит, в первую очередь, реализовываться молодежи. Я считаю, что власть научилась слышать. Задача в следующем – в том, чтобы собравшиеся люди четко знали, чего они хотят, чтобы город мог им помочь. Объединяются люди по тем интересам, ради которых они существуют, но здесь необходимо понимание – а сможем ли мы сами объединиться, чтобы жить под одной крышей? И кто будет всех вести, за кем двигаться? Это самое главное – прийти к пониманию формата, который может существовать. Город должен услышать, власть должна реагировать и оказывать содействие», — заявил заместитель главы администрации Василеостровского района Виталий Мартыненко.
Выслушав мнения разных экспертов, Гаркуша в заключение все же добавил, что готов объединиться, если будет некая организация, которая поможет организовывать фестивали, мероприятия, выставки, «но при этом мы не будем от нее зависеть. Тогда все прекрасно. Мы все по-отдельности делаем одно и то же дело. Поэтому, да, если будет какое-то объединение, я готов. Готов помочь».
«Я считаю, что в городе есть несколько общественных организаций живых, реальных, все они считают себя последователями Ленинградского рок-клуба в современных капиталистических условиях. Необходимо создать в городе на базе этих организаций творческий союз Ленинградского рок-клуба с новыми смыслами. По-моему, все, что мы задумывали, произошло. ЛРК перезагружается», — заключил дискуссию гендиректор СПб РОО «Музыка XXI» Андрей Антонов.