Валюта $70.98 €79.56 Brent$41.33
17.06.20 / 13:35 Новости / Петербург

Продуктовые сети взяли курс на интернет вещей и оплату по биометрии

Ведущие российские продуктовые сети «Магнит», «Лента», X5 Retail Group и «Азбука Вкуса» меняют подходы к ведению бизнеса, делая ставку на внедрение цифровых решений. Эксперты положительно оценивают текущие эксперименты сетей и ожидают увидеть серьезные изменения в отрасли в ближайшие три года.

О запуске совместного проекта по поиску и внедрению новых технологий 17 июня объявили в «Магните». Акселератор получил название MGNTech, его партнером выступил Фонд «Сколково». По сообщению ретейлера, проект должен помочь в создании платформы будущего развития бизнеса розничной сети, которая предполагает внедрение новых цифровых решений.

Среди приоритетных направлений называются облачное вычисление и хранение, новые стандарты связи, интернет вещей, машинное обучение, финансовые технологии, биомедицина, беспилотное управление и другие. Пилотные стартапы будут отобраны до конца года и получат до 50 млн рублей на развитие. В «Магните» ожидают получить от их внедрения 1 млрд рублей экономического эффекта в 2021-22 годах.

«Руководство «Магнита» не так давно пополнилось специалистами компании Lamoda, которые пытаются свои наработки в области цифровых коммуникаций присадить на FMCG рынок. Какой будет результат, мы увидим, но пока о массовом изменении формы продаж говорить сложно. Офлайн продажи являются лидирующими на рынке, а все остальное набор экспериментов», — считает независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов.

Как добавляет собеседник АБН, даже попытки доставки продуктов во время карантина не везде получили положительные результаты. Тем не менее, движение в сторону цифровых решений является положительным моментом.

Особенно хорошо, что тренды подхватывают конкуренты и пытаются придумать свои истории. Результат экспериментов, по прогнозу Александра Анфиногенова, даст о себе знать в следующие три года.

Фото: Сбербанк

По похожему пути чуть ранее «Магнита» пошли и другие продуктовые сети. Например, X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») в феврале вступил в альянс по поиску и внедрению инноваций под названием Retail Innovation Tech Alliance (RITA). К ним примкнули Билайн, Группа «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff.

В мае участника RITA озвучили направления первых стартапов, которые они профинансируют. Особой популярностью у участников конкурса пользовались технологии искусственного интеллекта, машинное обучение, Big Data, облачные вычисления, виртуальная и дополненная реальность.

Наибольшее количество баллов от компаний партнеров RITA получил стартап SWiP, который представляет собой технологическую платформу для расчета клиента по биометрии лица.

«Азбука Вкуса» в кооперации со Сбербанком и Visa в начале июне также отчитались о первых результатах внедрения инноваций. Речь идет полноценном открытии магазина без касс и продавцов в деловом центре «Москва-Сити». После успешного тестирования технология заработала в массовом варианте.

О планах перестроить работу сети с упором на технологии заявляли и в «Ленте». Как отмечал новый владелец ретейлера Алексей Мордашов, в качестве примера для перестройки бизнес-процессов выбрана модель Amazon. Предполагается, что бизнес «Ленты» будет сосредоточен на онлайн-продажах и быстрой доставке.

«Альянсы дают возможность продуктовым сетям успешно конкурировать с другими участниками рынка. Меняется и формат конкуренции. Если раньше она была условно внутри сегмента, то сейчас мы видим межформатную конкуренцию, когда с продуктовым ретейлом соперничают те же Wildberries и Ozon. Отсюда возникают попытки создания экосистем», — считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Эксперт напоминает и о таких новых игроках рынка, как сервисы Яндекс. Лавка и Сбермаркет. Давление на традиционный ретейл с их стороны продолжит расти. Входящий в экосистему Сбербанка СберМаркет сегодня уже сотрудничает с 11 федеральными и региональными ретейлерами в 75 городах. Его оборот за первый квартал 2020 года составил 1,5 млрд рублей.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков / Фото: facebook

По словам гендиректора INFOLine, новые сервисы используют современные решения и пытаются переманить потребителя на свою сторону.

В текущих условиях отказ от активного внедрения новых решений и развития с упором на инновации может сыграть злую шутку с лидерами FMCG рынка, в первую очередь продуктовыми сетями.

«Вы можете быть профессионалом в области торговли продуктами питания и прекрасно знать цепочку поставок от импорта до конечной реализации, но в онлайн-среде появляются другие факторы и компетенций может не хватать. Кроме того, в партнерстве продуктовые ретейлеры могут получить не только технологические решения и компетенции, но и дополнительные деньги», — резюмирует Иван Федяков.

В свою очередь Александр Анфиногенов считает, что на продуктовом рынке ситуация несколько отличается от рынков бытовой техники, одежды или парфюмерии. Опыт онлайн-торговли в этих сферах по целому ряду причин не всегда можно переложить на бизнес продуктовых ретейлеров, объясняет эксперт.

Тем не менее, игроки рынка пошли по пути нащупывания альтернативных коммуникаций, которые позволят им стать более эффективными и современными. К чему это приведет, станет ясно в ближайшие годы.


 

Для подписки на другие рубрики и управления своими настройками, пожалуйста, зарегистрируйтесь!