Россия с 3 августа запускает денонсацию соглашения о двойном налогообложении с Кипром. Изменения почувствуют на себе и петербургские компании. Некоторые из них уже запустили процесс смены юридического адреса на Россию. При этом эксперты считают, что массового исхода в «русские офшоры» с Кипра ждать не стоит.
В Минфине 3 августа сообщили, что Россия запускает денонсацию соглашения о двойном налогообложении с Кипром. Как говорится в сообщении ведомства, это делается для выполнения президентского поручения о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории РФ в республику Кипр по ставке 15%.
Во время обращения к нации в марте Владимир Путин предложил установить налог за вывод дивидендов в офшоры в размере 15%. Как пояснил президент, сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются ставкой налога лишь в 2%.
Привлеченные таким образом в бюджет дополнительные средства он предложил направить на поддержку семей с детьми и безработных. За время действия соглашения о двойном налогообложении с Кипром этой юрисдикцией воспользовались многие российские и петербургские компании.
Согласно данным сервиса «Картотека.ру», около 99 тысяч компаний имеют владельцев на Кипре, в том числе крупные предприятия и холдинги. В 2018 году они вывели на Кипр более 1,4 триллиона рублей, а в 2019 году сумма превысила 1,9 триллиона рублей.
«Ситуация довольно неопределенная. На первом плане для компаний здесь далеко не налоговые льготы или преференции, гораздо сильнее их интересуют вопросы защиты прав собственности. Не менее важен момент с проведением сложных структурных сделок, например, по покупке или продаже какого-то актива. В российском праве либо отсутствуют многие понятия, либо они размытые и трактоваться могут по-разному», — объясняет АБН экономист Никита Масленников.
Для петербургских компаний до недавнего момента Кипр оставался популярным офшорным направлениям. Например, в июле компания «Воздушные ворота Северной столицы» («ВВСС») отправила на Кипр 10,25 млрд рублей дивидентов. Об этом стало известно из бухгалтерской отчетности оператора петербургского аэропорта Пулково.
Как видно из данных сервиса «Картотека.ру», большое количество дивидендов через кипрские офшоры выплачивает и образованная в Петербурге компания «Балттранссервис». Компания является одним из крупнейших частных операторов, специализирующихся на железнодорожных перевозках нефтеналивных грузов в России, странах СНГ и Балтии и входит в состав группы Globaltrans.
В начале года сменило юрисдикцию на Республику Кипр и компания «Лента». Ретейлер объяснял свое решение попыткой оптимизировать расходы на корпоративное управление компанией.
Но после объявления президентом нового налога за вывод дивидендов в офшоры, «Лента» в сжатые сроки сменила юридический адрес компании с Кипра на остров Октябрьский в Калининградской области, один из так называемых «русских офшоров». Второй находится на острове Русский во Владивостоке.
«К нам уже обращаются за консультация в части перевода в русские офшоры. С точки зрения мировой практики это выглядит нормально. И Англия, и США имеют внутренние офшоры, что позволяет им стимулировать внутренние инвестиции. С точки зрения внутренних офшоров в РФ процесс затянулся — деофшоризация должна была закончиться еще к началу прошлого года», — отмечает доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов.
По словам эксперта, в настоящее время остается вопрос — каким образом будет обеспечиваться доступ в эти офшоры, потому что любой желающий туда попасть явно не сможет. Как уверяет собеседник АБН, из сотен петербургских компаний с офшорами на Кипре далеко не все, и даже не большинство имеют шанс там оказаться.
В свою очередь Никита Масленников добавляет, что российские внутренние офшоры появились не сегодня, и по идее уже должны были о себе заявить, но какого-то массового исхода компаний туда не наблюдается. Экономист уверяет, что мотивация работать с офшорами далеко не ограничивается налоговыми льготами и преференциями.
У многих бизнесменов, по словам Константина Ордова, помимо офшоров есть собственность за рубежом, есть международный бизнес и инвестиции. Очень немногие хотят показывать властям РФ по факту свою собственность и бизнес, который входит в сферу их интересов. Как соглашаются эксперты, бизнесмены пока настороженно относятся к перспективе перевода бизнеса в «русские офшоры», но при этом и отказываться от источника доходов в РФ они вряд ли будут.