Два ведущих в России производителя шампанского — краснодарская «Абрау-Дюрсо» и петербургские «Игристые вина» — с опаской ожидают вступления в силу закона о виноградарстве и виноделии. АБН изучало возможные последствия от принятия нового закона для производителей игристых вин.
Закон о виноградарстве и виноделии был принят 18 декабря Госдумой во втором и третьем чтении, после чего его утвердил Совет Федерации и подписал президент. Документ регулирует сферу виноградарства и виноделия в России, обозначая принципы государственной политики в этой области.
Среди прочего закон устанавливает технологические правила производства вин и требования к сырью. Например, по новым правилам запрещается производство вина из импортного виноматериала, а также становится обязательной маркировка «не является вином» для напитков, состоящих из вина и добавок.
Но больше всего рисков закон создает для производителей шампанского. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА», на ПАО «Абрау-Дюрсо» и ЗАО «Игристые вина» приходится до 40% от всего российского производства шампанских и игристых.
«Оба завода работают преимущественно на импортном сырье. «Игристые вина» используют его в 100% случаев, а «Абрау-Дюрсо» — на 85%. В текущей редакции закон надо серьезно перерабатывать. При утверждении закона не были учтены ни двести поправок виноделов, ни 14 страниц поправок правительства. Закон революционен, но в ближайшие полгода его будут кардинально резать, там много ляпов, которые не развивают, а препятствуют развитию отрасли», — уверяет АБН руководитель «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович соглашается, что документ сыроват, и в ближайшие 180 дней еще будет отредактирован. Детально обсуждать закон можно будет только после всех правок, подчеркивает Леонид Попович, но в нынешней редакции он создает риски потери работы для некоторых работников алкогольного производства.
В набат уже бьют руководители петербургского завода «Игристые вина», которые активно сотрудничают в части сырья с поставщиками из Испании, ЮАР, Аргентины, Молдавии и Италии. Генеральный директор Юрий Дудко даже обратил внимание петербургских законодателей на этот момент.
По его словам, ограничения на приобретение импортного сырья могут сулить серьезные проблемы предприятию, на котором работает более 300 сотрудников. «Игристые вина» являются и крупным налогоплательщиком. Компания ежегодно отчисляет в федеральный бюджет более двух миллиардов рублей налогов, из которых 1,2 миллиарда остаются в казне Петербурга.
«Текущая редакция закона запрещает импорт виноматериалов с 2023 года, но в этом случае мы схлопнем рынок как минимум в два раза. Сегодня даже с учетом виноградников, которые высаживали после 2013 года, российским производителям не хватает своих материалов. Мы закрываем ими спрос только на треть. Еще на треть он закрывается за счет импортного материала и примерно такая же часть остается за фальсификатом», — приводит данные Вадим Дробиз.
Пока не вырастут новые виноградники, место производителей вина из балка займет продукция из контрафактного сырья, считают в петербургской компании по производству шампанского. Кроме того, бюджет лишится миллиардов рублей акцизов и налоговых поступлений.
В Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя предлагают вместо ограничений на завоз сырья наоборот увеличить объем завозимых из-за рубежа виноматериалов в три с половиной раза. Такой подход, как считает Вадим Дробиз, позволит решить проблему фальсификата. По его словам, «Абрау-Дюрсо» сегодня завозит самый дорогой виноматериал, в основном из ЮАР, замещать который в России просто нечем.
Как говорится на сайте производителя, по итогам 12 месяцев 2018 года группа компаний «Абрау-Дюрсо» реализовала 38,82 млн бутылок, что на 17% выше результатов годичной давности. Из них собственное производство — 37,45 млн бутылок алкогольной продукции. Общие показатели выручки, чистой прибыли и продаж стали самыми высокими за всю историю компании.
Рыночная доля «Абрау-Дюрсо» в 2018 году в сегменте «шампанские вина» достигла 26,7% в натуральном выражении. В компании уверены, что закон о виноградарстве и виноделии в текущей редакции не позволит и дальше показывать такую положительную динамику, поэтому призывают проработать постепенный план введения изменений.
Чтобы закрыть дефицит собственного материала может потребоваться до 7 лет. Виноградники растут медленно и начинают плодоносить только через пять лет, только тогда появляется возможность использовать его для получения виноматериала. При этом в Союзе виноградарей и виноделов России обращают внимание и на положительные стороны принятого закона, называя его документом на перспективу и развитие.
«Производство винограда имеет очень длинный инвестиционный цикл в сельском хозяйстве, от момента посадки до момента продажи вина и получения денег может пройти и шесть, и девять лет. Чтобы инвестор пришел и начал работать с нашим продуктом, у него должно быть понимание перспективы. Вот одна из наших задач — создать у инвестора определенную перспективу, что полка в магазине примет его товар через условные семь лет», — резюмирует Леонид Попович.
На конец 2019 года Россия обеспечена собственным виноматериалом на 30%. По прогнозу Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, зависимость от иностранного виноматериала в России сохранится до 2030 года. Сохранят ли свои позиции на рынке к этому моменту «Игристые вина» и «Абрау-Дюрсо» и останутся ли они вообще в игре, определят в 2020 году поправки к закону о виноградарстве и виноделии.