Музей железных дорог: возрождение Павловского музыкального вокзала может пробудить интерес жителей и гостей города к истории железных дорог

Музей железных дорог рассказал АБН о культурном и историческом значении Павловского музыкального вокзала, подарившего название станционным строениям железной дороги, но разрушенного в годы Великой Отечественной войны и нуждающегося в возрождении в наши дни.

 Историческая справка: роль железных дорог в истории России.

Железнодорожный комплекс России один из крупнейших в мире — сеть магистралей общего пользования составляет более 85,5 тысяч километров. Современные железные дороги страны – это скрепы, прочно связывающие воедино не только территории и регионы, но и символы разных эпох.

На протяжении двух столетий российские железные дороги являются символом прогресса, стремительного движения вперед. А начиналась их история с ветки, соединившей Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга с двумя императорскими резиденциями – Царским Селом и Павловском.

Царскосельская железная дорога была открыта 11 ноября (по старому стилю 30 октября) 1837 года. Первый пассажирский состав курсировал с невиданной по тем временам скоростью, на некоторых участках она достигала 60 верст в час. Как сейчас говорят, инновационный вид транспорта одних привлекал, других – настораживал.
По воспоминаниям современников, не каждый решался воспользоваться новым видом транспорта. М.А. Корф отмечал в своих заметках, что были те, кто «предпочитает еще тихую езду по пыльному шоссе. Раз, два, счастливо; а потом быть какой-нибудь беде; так лучше кататься по-старому: хоть тише, да безопаснее».

Не случайно для повышения интереса к железнодорожному маршруту был придуман интересный маркетинговый ход. Публику к индустриальному новшеству, шипящему и пугающему паровозным паром, привлекали музыкой в исполнении звезд того времени.

Именно так на свет появился знаменитый Павловский музыкальный вокзал, который в наши дни, к сожалению, разрушен и ждет, когда ему вернут былую славу.
Музей железных дорог высоко оценил культурное и историческое значение вокзала

Как отметили в пресс-службе Музея железных дорог, Павловский музыкальный вокзал имеет большое историческое значение, так как является частью первой в России железной дороги – Царскосельской. Именно благодаря популярности Павловского вокзала это слово стало ассоциироваться с железными дорогами и прочно вошло в наш язык в значении конечной станции. В свое время вокзал имел и культурное значение – на нем выступали многие известные музыканты и певцы своего времени.

Хорошо известно, что 10 сезонов отыграл там Иоганн Штраус-сын со своим оркестром. В этот период им было написано несколько произведений, считающихся сегодня классикой. Среди других выдающихся деятелей культуры, выступавших на Павловском вокзале – Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Анна Павлова и многие другие.

“Нам важно сохранять историческое наследие и передавать его новым поколениям. И, безусловно, тема Царскосельской дороги и всего, что с ней связано, отражена в нашем музее достаточно широко. Дороге посвящена отдельная экспозиция в историческом зале нашего музея. В витрине зала представлены подлинные и реконструированные предметы, связанные с Царскосельской дорогой и Павловским вокзалом, например, латунные билеты Царскосельской дороги или знаки отличия”,
— отмечают в пресс-службе музея.

Среди подлинных предметов — тарелка из ресторана Павловского вокзала (конец XIX – начало ХХ века) и ноты вальса «Павловский вокзал» А. Котвитцкого (конец XIX века). Эти экспонаты помогают лучше погрузиться в прошлое и почувствовать себя пассажиром первой в России железной дороги и посетителем Павловского вокзала. В этом же зале можно увидеть действующий макет Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловского музыкального вокзала.

К сожалению, от здания сегодня практически ничего не сохранилось и потому его восстановление будет непростой задачей, считают в музее, отмечая, что, безусловно, было бы очень интересно увидеть столь уникальный объект восстановленным в своем первоначальном виде. Это могло бы помочь пробудить интерес к истории железных дорог жителей и гостей нашего города и напомнить об интереснейших страницах прошлого.

Автор: Максим Котерман

Новости партнеров