Рынок частных медицинских услуг Северной столицы по итогам 2020 года может сократиться в два раза. Как отмечают игроки рынка, сейчас они работают только по экстренным случаям, но поток таких пациентов невелик. Кого будут обслуживать те клиники, которые переживут карантин, тоже пока не ясно.
Уже сейчас стало понятно, что введенные из-за эпидемии коронавируса ограничения привели к резкому падению продаж в отрасли. Государственные медучреждения от этих ограничений пострадали гораздо меньше.
Тем не менее, некоторые клиники пытаются адаптироваться к резко меняющимся условиям и хоть как-то сохранить загрузку. Например, в сети «Медси» принимают пациентов бесплатно — по полису обязательного страхования, но большая часть клиник все же приостановила свою деятельность.
«Последствия месячного карантина будут трудными для всех. Самый же серьезный удар примут на себя небольшие компании. Те, кто занимался пластической хирургией или стоматологией, закрылись. Возможно, кто-то не закроется и будет работать на экстренных пациентов. Но таких мало, их поток очень невелик», — считает член координационного совета Ассоциации клиник Санкт-Петербурга, генеральный директор и главврач «Корис Ассистанс» (СПб) Лев Авербах.
Владелец одной из крупнейших в России сети частных клиник «Меди» Тамаз Мчедлидзе в разговоре с АБН подтвердил, что часть клиник сети пришлось закрыть, но экстренный прием остался.
«Экстренный прием всегда у нас был. Мы ведем круглосуточно своих клиентов, чтобы у них не было резкого ухудшения состояния здоровья. Сейчас у нас задействованы меньшая часть сотрудников, и мы ломаем голову, как сохранить всех работников», — добавляет Тамаз Мчедлидзе.
Основатель «Меди» называет штат из 1,5 тысяч сотрудников самым ценным капиталом компании, состоящей из 25 напичканных аппаратурой и технологиями клиник. По словам господина Мчедлидзе, он найдет возможность сохранить профессионалов, в том числе за счет новых кредитов.
Текущую ситуацию в отрасли собеседник АБН называет попыткой взвалить всю ответственность за эпидемию коронавируса на работодателей, для абсолютно большинства из которых все в итоге превратится в неподъемную ношу.
Падение спроса на услуги частных медицинских клиник оценивается «Опорой России» в 90%, приводит данные профессор кафедры управления здравоохранением МИПМО, член Общественного совета при Минздраве РФ Сергей Лазарев.
«Конечно, поток пациентов упал. Свою роль здесь сыграла как самоизоляция, так и решение разрешить стоматологическим клиникам оказывать только неотложные виды экстренной помощи. В новом указе президента говорится, что медицинских организаций указ не касается. Тем не менее, потери для бизнеса все равно будут существенными, рынок обязательно сожмется», — уверят Сергей Лазарев.
В числе первых, по мнению эксперта, его покинут небольшие частные клиники и те медорганизации, у которых до кризиса имелись проблемы с прибыльностью бизнеса. Компании с широкой сетью сожмутся, но сохранятся, а маленькие стоматологии на 1-2 кресла, скорее всего, прекратят свою деятельность, предполагает профессор МИПМО.
В свою очередь Лев Авербах считает, что рынок частных клиник Петербурга ожидают проблемы, схожие по своему масштабу с проблемами ресторанного или туристического бизнеса. Он прогнозирует, что рынок может измениться кардинально.
«Государство убытки компенсировать всем просто не сможет – столько компаний в одном Петербурге, что денег не хватит. Если ситуация продолжит развиваться в прежнем ключе, только половина клиник восстановится после карантина, но даже их судьба не так очевидна. Не очень понятно, кого они будут обслуживать», — задается вопросом Лев Авербах.
Все упирается в платежеспособный спрос. Отрасль столкнется с тем, что платить за услуги частных клиник будет некому, так как доходы людей рухнут. По мнению гендиректора «Корис Ассистанс», резкое снижение спроса на услуги клиник сулит не менее колоссальные проблемы.
Тамаз Мчедлидзе уверяет, что снизить давление на рынок можно было бы за счет введения режима чрезвычайной ситуации в стране. В этом случае все обязательства оказались бы приостановлены, а огромное количество руководителей компаний смогли бы взвешенно подойти к решению проблем, а не делать это второпях в стрессовой ситуации.