Ставки сборов для авиакомпаний на услуги в аэропорту Пулково с 24 июля серьезно вырастут — рост составит от 10 до 28%. Как считают эксперты, новые тарифы воздушной гавани Петербурга отразятся на конечной стоимости авиабилетов и пасссажиропотоке петербургского аэропорта.
Об изменении тарифной политики Пулково стало известно из прейскуранта, размещенного на официальном сайте аэропорта. Там опубликованы тарифы для международных, московских и остальных внутренних рейсов.
Изменения коснутся рейсов в сторону Москвы и зарубежных полетов, по которым Федеральная антимонопольная служба с 1 января 2020 года отменила регулирование тарифов. Для совершающих полеты в столицу авиакомпаний стоимость сбора на услугу взлета-посадку вырастет на 19,3%, а сбор за пользование аэровокзалом на 38% за человека. Обеспечение авиабезопасности также подорожает до 365 рублей или на 10,5%.
Для заграничных полетов все перечисленные услуги также станут дороже. Сбор за взлет-посадку вырастет до 395 рублей за тонну или на 10%. На столько же подорожает обеспечение авиабезопасности, а сбор за пользование аэровокзалом вырастет на 23% за человека — до 179 рублей. Рейсы из Пулково в регионы повышение не затронет.
«Увеличение ставок аэропортовых сборов безусловно отразится на стоимости авиабилетов и пасссажиропотоке Пулково. На первом этапе история коснется рейсов на Москву, но после открытия международных рейсов, цены могут вырасти и там. Логику аэропорта тоже понять можно — он стремится компенсировать выпадающие доходы в условиях снижения спроса. Тем не менее, стоит держать в уме и риски загрузки, поэтому далеко не факт, что политика аэропорта окажется выигрышной», — объясняет АБН главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
В Пулково обращают внимание, что последние три года ставки тарифов на московском и международных направлениях не индексировались. Но эксперты находят неочевидным решение аэропорта повысить тарифы именно сейчас, когда авиакомпании фиксируют обвал спроса на свои услуги из-за пандемии коронавируса.
Как предположил авиаэксперт Дмитрий Адамидов, в Пулково, видимо, решили, что авиакомпании в попытке сохранить направления все равно вынуждены будут принять новые тарифы. Далее стоит посмотреть, какую часть тарифов авиаперевозчики переложат на своих клиентов, и как в итоге новые цены отразятся на загрузке рейсов и эффективности бизнеса авиакомпаний.
«Петербургский аэропорт по сути воспользовался своим положением на рынке, хотя в той же Москве ситуация иная. Конкуренция воздушных гаваней внутри столицы мешает резкому повышению цен на услуги аэропорта», — отмечает эксперт.
В ФАС, когда принимали решение с 2020 года перестать регулировать ставки сборов в Пулково, также уповали на конкуренцию. В ведомстве ожидали, что высокая конкуренция с железнодорожным и автомобильным транспортом позволит сдерживать тарифы в петербургском аэропорту.
«Конкуренция для Пулково сохраняется со стороны железнодорожного транспорта. При росте цен на авиабилеты пассажиры начнут активнее уходить в железную дорогу. На поезде можно отправиться не только до Москвы, но и улететь потом из столичного аэропорта за границу. Для аудитории из туристического сегмента такой маршрут выглядит востребованным, если они увидят ощутимую разницу в цене», — объясняет возможные последствия роста тарифов для Пулково Федор Борисов.
Однозначно оценить финансовые последствия для Пулково от повышения тарифов с 24 июля пока нельзя, соглашаются эксперты. Многое зависит от даты открытия международных направлений и скорости восстановления спроса на полеты.
Тем не менее нельзя исключать, что желание закрыть ростом тарифов потери от простоя во время пандемии обернутся для воздушной гавани Петербурга еще более существенными потерями.