Закрыть

На Ozon нашли контрафакт для увеличения потенции и не только

Пока финансовые результаты маркетплейса Ozon продолжают ставить рекорд за рекордом, у пользователей сервиса возникают претензии к качеству представленной на площадке продукции.

Реклама брендовых вещей, которые можно приобрести на Ozon по бросовым ценам, в буквальном смысле заполонила интернет. Она встречается в популярных соцсетях, поисковых системах и на различных сайтах в виде баннеров.

Например, рекламный пост в Facebook предлагает корреспонденту АБН приобрести «11 млн товаров по низким ценам», включая спортивный комплект из шорт и футболки Tommy Hilfiger за 1140 рублей. На официальном сайте американского бренда за такую цену можно купить только спортивные носки.

Стоит отметить, что из года в год проблема становится все острее. Согласно исследованию компании «ТИАР-Центр», в 2019 году рынок контрафакта и фальсификата в России оценивался в 5,2 трлн рублей или 4,7% ВВП России. Примерно столько же генерирует весь агропромышленный комплекс страны.

«По оценкам опрошенных экспертов, около 30% непродовольственных товаров повседневного спроса, реализуемых в России, являются контрафактными», — говорится в исследовании.

В ряде случаев контрафакт одновременно является и фальсификатом. Среди наиболее популярных каналов продаж в онлайне эксперты называют популярные маркетплейсы и социальные сети.

В числе наиболее подделываемых категорий товаров специалисты «ТИАР-Центра» называют детские игрушки, одежду и обувь, мелкую электронику, батарейки, бытовую химию и косметику.

Фото: скриншот Facebook

Некоторые истории доходят и до суда, но привлечь к ответственности площадку у покупателей подделок все равно не получается. Достаточно немного изучить судебную практику. Например, в марте 2021 года петербургский Роспотребнадзор подал иск к продавцу БАДов для улучшения потенции и увеличения продолжительности полового акта на Ozon.

Как выяснилось в ходе слушаний, сведений о наличии каких-либо иных выданных свидетельствах о государственной регистрации на продукцию препарат не содержит.

Материалы суда / Фрагмент выделен АБН

Сама продукция в суде была признана фальсифицированным товаром, а указанная о ней на маркетплейсе информация «заведомо недостоверной». В итоге продавца признали виновным и оштрафовали на 150 тысяч рублей, при этом площадка никакого наказания не понесла.

Согласно договору с Ozon, выдержка из которого была представлена в суде, вся ответственность за товар в полном объеме лежит на продавце.

«Продавец несёт ответственность за соответствие карточки товара требованиям законодательства в части полноты, актуальности и достоверности информации, предоставляемой потребителю…В случае указания в карточке товара недостоверной информации, продавец принимает на себя любые наступившие в связи с этим негативные последствия», — говорится в материалах суда.

С похожей проблемой столкнулся и зарубежный производитель продукции Nanocare, который обнаружил «сходное до степени смешения обозначение» своей продукции на сайтах интернет-магазинов Ozon, «Беру», goods.ru и других.

Суд по интеллектуальным правам принял сторону истца и досрочно прекратил правовую охрану товарного знака на территории РФ.

Похожих историй в социальных сетях и комментариях к товарам на Ozon, Wildberries и других маркетплейсах довольно много. Эксперты утверждают, что именно электронная коммерция является одним из факторов резкого роста доли подделок на рынке.

На фоне бурного роста популярности онлайн-магазинов процесс покупки упростился, но при этом площадка не несет никакой ответственности за качество продукции.

В то же время доходы маркетплейсов наоборот растут колоссальными темпами. Согласно отчету того же Ozon, с января по март оборот от продаж площадки вырос в 2,35 раза — до 74,2 млрд рублей. Количество заказов в первом квартале выросло в 2,61 раза и составило 34,1 млн. Годом ранее за этот же период было заказано всего 13,1 млн заказов.

Ozon был основан в 1998 году петербургской компанией «Reksoft» и издательством «Terra Fantastica» как торговый сервис для продажи книг и видео. В ноябре 2020 года Ozon провёл IPO (первая публичная продажа акций, прим. ред АБН), разместив 42,45 млн акций на Nasdaq и Московской бирже.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров