У арендаторов растет интерес к ранее непопулярным локациям и районам, а также офисам у дома. К таким выводам пришли специалисты Knight Frank St Petersburg по итогам исследования офисных пространств в постпандемийный период.
Согласно исследованию, треть арендаторов в мире планирует сократить расходы на офисную недвижимость более чем на 10%. Больше половины компаний уже скорректировали свои планы и снизили затраты.
Часть компаний отказались от аренды полностью или сократили площадь офисов за счет перехода на смешанный тип работы, но кто-то перевел сотрудников в более доступные по стоимости локации. Рынок офисной недвижимости Петербурга следует в фарватере мировых трендов.
Как отмечают в Knight Frank St Petersburg, количество квадратных метров больше не превалирует над их качеством в запросах арендаторов, а компании готовы снижать метраж в пользу более качественного ремонта и комфортного пространства. Аналитики выделяют еще три тренда на рынке офисной недвижимости Петербурга.
«Во-первых, у арендаторов растет интерес к ранее непопулярным локациям и районам, а также офисам у дома. Очевидно, что ограничения в пандемию послужили катализатором нового тренда. Во-вторых, средний срок договора (3 года) стал более популярен, чем долгосрочная аренда (от 7 лет). В-третьих, сделок стало больше по объему, но меньше по площади», — комментирует заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg Михаил Тюнин.
Движение в сторону ухода из офисов в центральной части города началось еще в прошлом году. Как обращал внимание АБН, генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин, спрос на гибкие офисы в шаговой доступности будет только расти и для многих девелоперов очень важно попасть в этот тренд.
Особенно выигрышно на этом фоне, по мнению эксперта, смотрится формат коворкингов, который на фоне развития удаленной работы многие работники хотят видеть не в центре города, а по соседству со своей квартирой.
Гибкость в договорных отношениях также играет в пользу коворкингов, если сравнивать их с традиционными офисными пространствами.
«Договорные отношения с бизнес-центрами, как правило, долгосрочные, поэтому гибкость в них минимальная. Коворкинги предоставляют гораздо более гибкое реагирование», — обращал внимание АБН партнер компании East Real Сергей Федоров.
При этом если раньше коворкинги старались размещать у станции метро и в непосредственной близости от делового центра города, то сейчас тренды изменились, и они все чаще появляются внутри жилых кварталов.
Пока среди объемов предложений лидирует Центральный район с показателем 36%. В тройку входят Адмиралтейский и Красногвардейский районы – у них по 19%.
В Level Group также ожидают увидеть в ближайшем будущем рост числа коворкингов в многоквартирных домах. Способные разглядеть этот тренд девелоперы, по мнению экспертов, могут извлечь из подобных проектов хорошую прибыль.