Бизнес в Петербурге: купить франшизу и сразу уехать в Таиланд не получится

В 2021 году прогнозируемый объем объем российского рынка франчайзинга составит порядка 2 трлн рублей, число франчайзи-концепций почти достигло 3 тыс. предложений. В бизнесы в этой сфере вовлечено порядка 1 млн человек, в пандемию этот показатель сократился на 30%. АБН выяснило, как обстоят дела с франчайзингом в Петербурге.

Объем рынка франчайзинга, несмотря на сложную ситуацию с пандемией коронавируса, показал активный рост в последние годы. Прогнозируется, что оборот в этом секторе экономики по итогам 2021 года составит порядка 2 трлн рублей. Ожидаемое число франчайзи в РФ достигнет 2780, количество точек – 70 тыс. Такие прогнозы сделаны на основе данных франчайзинговых агентств, данные представил партнер и руководитель направления торговой недвижимости «Бест недвижимость» Станислав Ступников на прошедшем 20 октября BestBreakfast по предпринимательству «Шеринг – это делиться. Все ли можно расшерить?».

Почувствуйте разницу

Шеринг-экономика заключается в совместном использовании вещей либо продуктов, поэтому открытие бизнеса по франшизе можно смело отнести к этому сектору. По итогам 2020 оборот рынка шеринг-экономики превысил триллион рублей, что на 39% больше, чем годом ранее. Прошлый год стал своего рода краш-тестом для всех сфер экономики, многие из них до сих пор до сих пор не восстановились, однако сектор шеринга показал активный рост по многим направлениям. Тем временем сектор так называемой классической экономики вырос лишь на 2% в 2020 году.

Роман Забелин, руководитель отдела франчайзинга «585 золотой» и «Цех 85», рассказал, что сеть кондитерских сейчас активно развивается по всем направлениям – в этом году открылось 17 новых пекарен по франшизе, еще четыре откроется до конца года. Также компания запустила вендинговое направление, проект получил название «Цехоматы».

«Также у нас растет оптовый канал продаж. Однако «Цех 85» на текущем этапе столкнулся с тем, что компания изначально не предполагала франчайзинга в принципе. Поэтому большинство бизнес-процессов, вопросов автоматизации и бухгалтерского учета создавалась под определенный продукт», – объяснил представитель компании.

«Еще одна сложность заключается в кризисе на рынке труда. Общепит и ретейл в целом испытывает проблемы с линейным персоналом. Поэтому для поиска, подбора и обучения приходится также внедрять новые методы, – добавил глава отдела франчайзинга «Цеха 85». Численность занятых в различных франшизах по итогам 2020 года составила порядка 1 млн человек, что почти на треть меньше, чем в допандемийном 2019 году. Помимо вынужденного закрытия точек, франчайзи отмечают продолжающийся кадровый дефицит. Сегодня участники рынка испытывают сложности не только с подбором квалифицированного персонала, но и работников без опыта.

Опыт франчайзи

С точки зрения предпринимателя, который купил франшизу, Алексей Антонов, владелец семи точек сети кофеен Etlon Coffee объяснил, что выбрал кофейный бизнес, благодаря его стремительному развитию в России. Алексей приобрел франшизу два года назад, за это время сеть увеличилась с 90 до 120 кофе-баров в Петербурге, Москве и регионах.

Однако владельцы франшиз не всегда доносят все ценности компании для своих франчайзи. У Etlon основной удельный вес приходится на собственные кофейни и совсем немного франшиз. И я понял, что став франчайзи, я буду развиваться внутри компании», – рассказал предприниматель. Перед выбором франшизы Алексей Антонов порекомендовал изучить как рынок в целом, так и каждую конкретную сеть: ее структуру, перспективы на два года и более. Также следует обратить внимание на удельный вес – сколько у компании партнеров, и по возможности пообщаться с ними, посоветовал эксперт.

«Первый блин всегда комом – я открыл кофейню до пандемии и закрыл ее, – рассказал франчайзи. В то же время пандемия позволила перезагрузиться и открыть дополнительные точки. Кризис стал периодом, когда можно было забрать точки тех предпринимателей, кто решил сдаться, развиваться на тех объектах, на которых есть потенциал». На вопрос о том, насколько серьезную угрозу с точки зрения конкуренции представляет франчайзи для собственника-правообладателя, Алексей Антонов ответил, что при развитии сети франчайзер и франчайзи работают на общее дело.

Год назад супруги Юлия и Артем Фроловы запустили в Петербурге сеть пунктов выдачи заказов Ozon по франшизе. Выбор пал именно на этот маркетплейс из-за отлаженности процессов, а также четко прописанных условий для партнеров, рассказала Юлия.

«Для старта франшиза является идеальным вариантом – нам предоставили бизнес-модель, объяснили систему, дали цифры. За год мы открыли три пункта выдачи», – сообщила предпринимательница. Она подчеркнула, что франчайзи в ее случае несет полную ответственность за маркетинг и выбор локации для точки, вне зависимости от того, на чем специализируется бизнес.

«Не получится купить франшизу и сразу уехать в Таиланд, а бизнес здесь будет расти сам, – подчеркнула Юлия. – Партнер получает продукт и инструменты для его развития, остальное зависит от него самого. Мы через год открыли свою независимую кофейню, идея о которой зародилась еще год назад, это подстраховка другого нашего бизнеса».

Навыки и культура шеринга

Наибольший урон кризис нанес по шерингу недвижимости и другим областям, касающимся сферы туризма. С другой стороны пандемия и локдаун внесли корректировку со многие социальные навыки и культуру потребления, рассказал Станислав Ступников.

Что касается отраслевой динамики в 2019-2020 годах, наибольший прирост наблюдался в секторе аренды вещей (+85%), средствах индивидуальной мобильности (самокаты, велосипеды, сигвеи), прирост составил 74%. На 48% вырос оборот в секторе C2C продаж, в который входят такие платформы как «Авито», «Юла» и т.п. Шеринг жилья и коворкинги упали в оборотах на 48% и 28% соответственно.

Интересно, что в Петербурге, помимо кар- и кикшеринга, есть возможность арендовать одежду, электроинструменты, гаджеты, товары для детей и для дома, оборудование для мероприятий, тренажеры и другие предметы для спорта и отдыха. Один из сервисов даже предлагает глобус и курительную трубку в аренду.

Владимир Княжицкий, один из инвесторов франшизы Whoosh в Петербурге, управляющий партнер консалтинговой группы FastLane вспомнил о бизнес-встрече, проходившей в 1999 году, на которой обсуждался вопрос возможности продаж через интернет. Спикер напомнил, что тот же Ozon был основан в 1998 году.

«Тогда собравшиеся пришли к выводу, что книги можно продавать онлайн, – рассказал предприниматель. — Но чтобы человек купил через интернет компьютер или одежду, которую нужно потрогать и примерить, это нереально, думали 20 лет назад. Тогда была первая волна интернетизации, сейчас мы находимся в четвертой. Но вопросы шеринга обсуждаем, как это было в 1999 году с интернет-торговлей. Мы пришли к тому, что можно шерить ряд вещей и продуктов, но этот список пока ограничен».

Необходимость изменить модель потребления, уделить внимание потреблению природных ресурсов делает шеринг-экономику все более востребованной. В ближайшие пять лет мы увидим, что шерить можно практически все, заключил Владимир Княжицкий.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров