Торговые комплексы в Петербурге трансформируют в культурные

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в которой оказались петербургские предприниматели, торговые площади города продолжают заполняться арендаторами. Хотя множество объектов остаются вакантными, в Петербурге вскоре откроется новый крупный торговый центр. Участники рынка рассказали, как бизнес справляется с ростом налогов, введением новых требований, и оценили, стоит ли ждать новой волны закрытия магазинов.

В Петербурге рядом со станцией метро «Пионерская» откроется новый торгово-развлекательный комплекс Hollywood. Общая площадь нового комплекса составит 115 м2, арендопригодная – 60 тыс м2. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2023 год, однако арендаторов приглашают уже сейчас.

ООО «ТРЦ «Голливуд», по данным ЕГРЮЛ, принадлежит совладельцам компании «Евроинвест» Юрию Васильеву и Андрею Березину, совладельцу АО «Архангельский траловый флот» Дмитрию Озерскому и топ-менеджерам банка «Уралсиб» Александру Селищеву и Руслану Матюхину. Ранее проект принадлежал СК «Элис», которая продала его новым собственникам в 2016 году. Она, в свою очередь, в 2011 году приобрела участок по этому адресу (а также недостроенный кинотеатр «Русь») у религиозной организации «Благая весть».

Кто рядом

У «Пионерской» также находятся аутлет-центр «Капитолий» и два ТЦ: «Сити Молл» общей площадью 104 768 м2, из нее арендопригодная –72 000 м2, и «Купеческий двор» общей площадью 13 тыс м2, в аренду сдается 9 тыс м2, однако пустыми, по данным с официального сайта, сейчас остаются около трети площадей.

В общей сложности на территории Петербурга находится 534 ТЦ, в пятерку крупнейших входят «Галерея» (192 тыс м2), «Мега Дыбенко» (182 тыс м2), «Питерлэнд» (180 тыс м2), «Охта Молл» (180 тыс м2) и «Европолис» (141 тыс м2). По данным из открытых источников, в «Галерее» располагается более 300 арендаторов, в 2gis указано 328 объектов, в «Охта Молле» – 293 объекта.

За первое полугодие в ключевых ТЦ Петербурга доля свободных площадей увеличилась на 0,8%, при этом в июне незанятыми оставались всего 2,7% помещений, такие данные приводило агентство JLL. Крупнейшие объекты показали традиционно более высокую степень стабильности. Рост вакантности площадей специалисты объяснили оптимизацией ритейлерских оффлайн-сетей. При этом эксперты не прогнозировали роста доли свободных объектов.

Социальные пространства ТРК

Новый комплекс расположен на пересечении трех магистралей (Коломяжский, Богатырский и проспект Испытателей). Предполагается, что зона охвата проекта составит порядка 2 млн человек, говорят в агентстве Colliers. Комплекс будет включать шесть универмагов, более 200 магазинов, преобладающая площадь которых будет отведена под бренды сегмента «средний плюс».

Двухуровневое пространство на верхнем этаже комплекса отведут под фуд-холл и ресторанную зону с открытыми террасами. В проекте ожидается участие рестораторов с новыми гастрономическими концепциями.

Помимо ретейла, в ТРК разместят масштабное социальное пространство: зоны для образования, развлечений и отдыха, площадки и лаундж-зоны для проведения научно-образовательных и культурных мероприятий, выставок, фестивалей; арт-пространства; кинотеатр; детские спортивные и развивающие студии и так далее — таким образом, ТРК из собственно зон торговли и развлечений превращаются в социо-культурные объекты с элементами торговли, считают специалисты.

Вход и выход из ТРК

При том, что пандемическая ситуация сильно бьет по розничной торговле, нельзя сказать, что магазины массово закрываются, считает сооснователь Санкт-Петербургской Ассоциации непродовольственной торговли и владелица сети магазинов женской одежды  Татьяна Волощенко. Однако не исключено, что многие торговые площади освободятся после выхода из локдауна.

«Массовое закрытие наблюдалось в конце 2020 года, когда некоторые предприниматели хотя бы частично погасили долги и приняли решение, что бизнес не приносит прибыли или удовольствия, – объяснила эксперт. – 2021 год ознаменовался отменой для бизнеса ЕНВД (Единый налог на вмененный доход – ред.), все переходили на альтернативные системы, сумма налоговых сборов выросла, это привело к повышению цен практически на все категории товаров. Затем вступили в силу новые правила маркировки для отдельных категорий товаров, что тоже потребовало дополнительных вложений».

По словам Татьяны Волощенко, оснащение одной торговой точки, чтобы она соответствовала новым требованиям маркировки, стоит в среднем в 70 тыс. рублей. Затраты на оборудование и ПО, инфляция и снижение потребительского спроса неблагоприятно отразились на сфере розничной торговли. Кроме того, продолжается рост популярности маркетплейсов, они все больше перетягивают на себя покупателей, добавила предпринимательница.

«Все уходят в онлайн, хотя многим покупателям это не приходится по вкусу. Для предпринимателей торговля через маркетплейсы – это топтание на месте. Чтобы получить прибыль, товар нужно возить вагонами, а такая возможность есть далеко не у всех», — говорит она.

Идут ремонты

Анастасия Герасимова, владелица сети островков в торговых комплексах холдинга «Адамант», в который входят «Варшавский экспресс», «Балканский», «Заневский каскад» и еще 20 объектов, отметила в комментарии для АБН, что пустовавшие еще летом площади постепенно занимают — так было до оглашения требования о введении QR-кодов.

«Свободные места во многих комплексах есть. Но за последнее время вижу, что их пытались занять. Новые арендаторы делали ремонт, открылись кто- то неделю назад, кто-то еще ремонт доделывает», – сообщила предприниматель.

Стоит отметить, что открытие новых торговых площадей в ТРЦ Петербурга имеет все шансы найти арендаторов. В частности, такой прогноз обусловлен уходом многих уличных ретейлеров с главных торговых коридоров города в помещения торговых комплексов, о котором АБН писало ранее.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров