Путешествие в Павловск: почему нужно возродить легендарный музыкальный вокзал

На онлайн-заседании Кинокомиссии Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества обсудили, какую роль сыграл Павловский музыкальный вокзал в истории Царскосельской железной дороги и истории российской музыкальной культуры. Заседание прошло в рамках деятельности Лектория имени Ю. М. Шокальского.

Изначально цель Павловского музыкального вокзала была проста – привлечь людей к путешествию по Царскосельской железной дороге. Дело в том, что к железным дорогам в то время еще не испытывали особого доверия, предпочитая передвигаться на экипажах. Задача Павловского музыкального музея как раз и состояла в том, чтобы прорекламировать и популяризировать железные дороги. Первое время в вокзале располагалась гостиница с буфетом, где представления давали цыгане. Но спустя всего несколько сезонов вокзал превратился в первое концертное учреждении России, где можно было послушать симфоническую музыку. В Павловске в XIX и начале XX веков выступали гениальные композиторы, талантливые артисты и неподражаемые дирижеры. Так, впервые там были исполнены знаменитые произведения Михаила Глинки, Сергея Прокофьева и Петра Чайковского. Более того, с 1856 года целых десять сезонов подряд в Павловске выступления давал Иоганн Штраус II.

По каким причинам Павловский музыкальный вокзал стал столь популярен и сыграл столь важную роль в жизни петербуржцев, в литературе и, конечно же, в музыкальной жизни целой страны?

Директор федерального учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» Вера Дементьева пояснила, что Павловский музыкальный вокзал удачно соединил в себе уникальность, красоту природы и человеческий гений.

Творческий подход в отношении крупных проектов всегда был присущ жителям России. Например, если в развитых странах железная дорога соединяла промышленные центры, то в России Царскосельская железная дорога шла от Веденского канала до Царского села и Павловска. Путешествие же заканчивалось в музыкальном вокзале, который из обычной конечной станции превратился в настоящий центр культурной жизни страны на протяжении целого века.

Фашистские войска не пожалели музыкальный вокзал. Во время оккупации Павловска он был разрушен. Разрушена была и традиция музыкальных сезонов. Но жив остался запрос на серьезную музыку, которая звучала на сцене Павловского музыкального вокзала.

По словам Дементьевой, мечта о возрождении Павловского музыкального вокзала существовала и в годы минувшей войны. Несколько раз мечту даже пытались сделать явью, но одному коллективу музея не справиться с таким проектом.

«Это должна быть задача всей культурной общественности России. Цель проекта – вновь занять лидирующее место в мировой музыкальной культуре», — рассказала директор учреждения.

Строго за возрождение Павловского музыкального вокзала как центра мировой музыкальной культуры выступили директор СПБ ГБУ «Историко-литературный музей города Пушкина» Наталья Петрова, председатель кинокомиссии РГО Александр Ингилевич, а также член Правления Санкт-Петербургского союза краеведов Алексей Ерофеев и лауреат международных конкурсов, пианистка Мариинского театра Нелли Абди.

«Мы должны вернуть славу этого места, славу Павловских музыкальных сезонов. Силы для этого есть. А главное, есть огромное желание!» — подвела итог Дементьева.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров