Воссоздание церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» в Петербурге на пр. Обуховской Обороны, д. 24 близится к своему завершению. 5 августа состоялось торжественное освящение и монтаж мозаики на фасаде главного входа. Двери для прихожан храм распахнет уже к началу 2022 года.
История Скорбященского храма начинается с 1888 года, когда на его месте стояла часовня. Во время летней грозы в нее ударила молния, в результате которой деревянная постройка сгорела дотла. Невредимой осталась лишь икона, в которую впаялись 12 монет, выпавших на нее из чаши для пожертвований.
Образ получил название «Божия Матерь «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Икона стала настолько широко известна, что к ней приезжал даже император Александр III. Впоследствии он выделил земельный участок для строительства на территории сгоревшей часовни нового храма.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен в 1894–1898 годах, а в 1907–1909 годах рядом с церковью возвели часовню. Автором обоих проектов стал архитектор А.И. фон Гоген.
Храм принимал прихожан даже при советской власти, а был разрушен только в 1933 году. О его восстановлении заговорили уже в современной России в 2011 году, когда с помощью историко-культурной экспертизы специалисты смогли выяснить перспективы восстановления храма.
Активная фаза восстановления церкви, которая к тому моменту получила статус памятника регионального значения, стартовала благодаря Фонду содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. За основу для воссоздания Скорбященского храма были взяты сохранившиеся архивные документы и фотографии.
Как пояснил АБН настоятель Скорбященского храма иерей Богдан Полевой, все работы по его возведению строго регламентируются КГИОПом.
Он подчеркнул, что ключевую роль в восстановлении церкви сыграл Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, взявший на себя вопросы финансирования и профессионального менеджмента.
«Это не первый объект, которому причастен Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, он по-настоящему надежный партнер как для Русской православной церкви, так и для исторического сообщества Санкт-Петербурга. Подход к работе очень профессиональный, деликатный. Фонд помогает на всех этапах, начиная от подготовки исходно-разрешительной документации и заканчивая финансированием строительства, контролем работ», — рассказал настоятель Скорбященского храма иерей Богдан Полевой.
Собеседник АБН обратил внимание, что недавно при участии Фонда была завершена реставрация церкви Пресвятой Троицы в составе киновии Александро-Невской Лавры, а также начинаются работы по воссозданию церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной.
Среди других предложений Фонда — проект колокольни Смольного собора по замыслу архитектора Растрелли на площади Растрелли и возвращение памятника Александру III на площадь Восстания.
Что касается Скорбященского храма, то все основные работы здесь уже полностью завершены. В настоящее время ведутся внутренние отделочные работы, касающиеся создания живописи и изготовления иконостаса. По планам они займут до шести месяцев.
При этом Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» уже включен в духовную жизнь Петербурга.
Каждый год 5 августа икона Богородицы с грошиками возвращается на один день в историческое место. После окончания всех работ по строительству храма икона навсегда вернется в родные стены.
В 2021 году возвращение иконы и традиционный Крестный ход были дополнены торжественным освящением и монтажом мозаики на фасаде главного входа.
Изначально над входом в храм была расположена мозаика, набранная в технике микромозаики из тянутой смальты.
На ней был изображен точный список чудотворной иконы Всех скорбящих радости с грошиками. Для воссоздания образа в Италии было закуплено 200 оттенков цветной и золотой смальты.
«Техника мозаичной миниатюры из тянутой смальты уникальна, как уникальны и петербургские мастера, работающие в ней. Мы, представители фонда, рады, что можем поучаствовать в возрождении этого красивейшего вида декоративно-прикладного искусства» — сказал директор Фонда содействия и восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Илья Козлов.
Над воссозданием шедевра работал известный петербургский мозаист, художник-реставратор с 20-летним опытом Игорь Лаврененко.
В комментарии для АБН он отметил, что первые иконы были не писанные на доске, а именно сделанные из смальты. Но при этом работать с тянутой смальтой сложнее. По словам мозаиста, для этого нужно дополнительно изготавливать материал.
«Вот такую масштабную вещь, как воссозданная мозаика в наших условиях делать очень сложно. Благодаря тому, что заниматься этими вещами я начал еще в начале 90-х годов, во время реставрации Спаса на крови, я разработал технологию изготовления вот этой самой тянутой смальты, устройство (я инженер по первому образованию), которое помогло мне в одиночку изготавливать довольно масштабные вещи», — поделился деталями Игорь Лаврененко.
Предполагаемый срок завершения работ по воссозданию церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» запланирован на конец 2021 года. Богослужения в храме должны начаться уже с 2022 года.