Малому и среднему бизнесу надо простить долги по налоговым платежам, которые образовались во время пандемии и провести ковидную амнистию, считает Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ. Этому может способствовать и 5-ая волна пандемии, которая опять, даже без локдауна, поставила бизнес на грань выживания. Как омикрон воздействует на бизнес, АБН спросил предпринимателей.
Борис Титов в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал о том, что омикрон «выкашивает» предприятия малого бизнеса, имя в виду то, что работники этих предприятий массово болеют и владельцы несут убытки. Борис Титов добавил, что и сам переболел только что омикроном, это, по его впечатлениям, прошло как грипп. «Легче всего сейчас офисным и IT-компаниям, они просто посадили всех работников по домам, и пережидают это время, — полагает Борис Титов, — тяжелее всего — производственным, строительным и малому бизнесу сферы общепита и услуг».
Провести амнистию
Бизнес-омбудсмен в связи с наступлением 5-ой волны пандемии предложил также простить малому бизнесу долги, которые образовались из-за локдаунов 2020 и 2021 годов, а также введения ограничительных мер, особенно, в связи с наступлением омикрона, который ударил по предприятиям и предпринимателям в начале февраля.
«Новые меры господдержки вводить, наверно, не нужно, — полагает уполномоченный, — но закрыть малому бизнесу старые долги, рассрочки и отсрочки по налогам, а также кредиты, которые выдавались именно на поддержание деятельности и сохранение численности занятых. Провести ковидную амнистию». И заметил, что процесс обдумывания такой меры поддержки в правительстве уже идет и финансово государство сейчас вполне может себе это позволить.
Под долгами бизнес-омбудсмен имел в виду задолженности по налогам и взносам, и кредиты ФОТ.2.0 и ФОТ.3.0, которые банки выдавали в 2020 и 2021 годах. Малый бизнес в России еще «не настолько здоров», чтобы сполна отдавать долги, подчеркивает Борис Титов, 50% бизнеса пока не достигли своих допандемийных показателей. А тут пришел омикрон и опять в регионах вводятся ограничительные меры, которые бьют по неокрепшему сектору.
Омикрон и бизнес
«В моих салонах красоты основной костяк сотрудников переболел в конце декабря, — говорит Лялья Садыкова, владелица сети салонов красоты «Лаки Лайк» и парикмахерских «Бигуди», а также общественный омбудсмен Ассоциации индустрии красоты. — Клиентов перед Новым годом было много, а сейчас массово болеть ушли сами клиенты. Хотя в чате Ассоциации многие салоны пишут — до 80% персонала также болеет».
Все это происходит на фоне повышения стоимости патента, оплаты долгов по налогам, а выручек- то нет, говорят предприниматели.
«Отсрочку — 6 месяцев по займу дает только Санкт-Петербургский Фонд содействия кредитованию малого бизнеса», — вспоминает Лялья Садыкова.
Многие владельцы малых предприятий, когда получали кредит ФОТ 2.0, с его помощью закрывали долги по налогам и кредитам. Поэтому, если бы простили хотя бы часть долгов по следующему кредиту от правительства — ФОТ. 3.0 — это была бы существенная поддержка сектору: общепит в связи с омикроном, например, также «весь пустой стоит», говорит бизнес.
Голодные дети
Такое впечатление, что малый бизнес в общепите решили добить, эту тему обсуждают в чатах бизнес-сообществ. QR-rоды, которые стали обязательными в Петербурге, ограничение по времени работы и, наконец, запрет на посещение заведений детьми со 2 февраля.
«У нас возле школы есть одна из булочных, — рассказывает Лялья Садыкова, — она стоит полупустая. Дети после школы забегали туда купить булочку, перед тем, как идти на дополнительные занятия. Еще у школы работает кафе — родители вели туда детей перекусить в обеденное время. Сегодня там пусто, хотя обычно посадка была 80%. Для меня, как для многодетной матери, вообще непонятно, где теперь накормить детей — сегодня они ели в машине. А как быть тем, у кого нет машины?», — спрашивает предпринимательница.
Поэтому покормить ребенка в Петербурге — сегодня это квест. Ограничение на посещение детьми предприятий общепита и торговли введено до 13 февраля. Предприниматели обращают внимание на то, что в Ленинградской области таких ограничений нет — детей вместе с родителями (если у них есть QR-код) в заведения общепита пускают.
Массовые отмены
Виктория Войман, владелица салонов сети салонов красоты «Анви», также говорит, что такой массовой отмены записей она не припомнит ни в первую, ни во вторую волну коронавируса.
«Клиенты просто исчезли, массово отменяют свои визиты в салоны. Это началось с прошлой недели, более 50 отмен за неделю, — рассказывает Виктория Войман, — мастера есть, а клиентов нет. Мы брали кредит ФОТ.3.0. и перед этим ФОТ.2.0 — они очень помогли нашей компании. Так как работников много, сумма по одному из них получилась внушительная — 3 млн рублей».
Предпринимательница считает, если бы действительно подоспела амнистия для пострадавших компаний, это дало бы повод спокойнее пережить непростое время и начать восстанавливаться.
Клиенты и тренеры массово, до 30%, также болеют и на предприятиях фитнес-индустрии, говорит Наталья Борулько, представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) в Петербурге и Ленобласти, подтверждая слова Бориса Титова, что сильнее всего омикрон ударил именно по индустрии питания и услугам, ивентам и массовым мероприятиям.
Также бизнес-омбудсмен подчеркнул, что восстановление малого и среднего бизнеса, которое должно начаться в 2022 году, должно привести к изменению структуры отрасли — сегодня производственных предприятий в секторе всего 7%, их должно стать больше и для этого нужно создавать условия.