Корпоративный конфликт между совладельцами группы «Аксель» Алексеем Безобразовым и братьями Игорем и Юрием Одудами похоже только набирает обороты. Несмотря на то, что Одуды более года назад написали заявление в МВД, сейчас история активно выходит в публичное пространство. Мы решили присмотреться к другим собственникам автодилера и нашли занятные взаимосвязи партнеров.
Особое внимание при изучении корпоративной структуры автохолдинга вызвала фигура Леонида Шаца, который в нулевые трудился в «Сбербанке», став в 2003 году главой Северо-Западного отделения финансовой организации, а уже в апреле 2007 года Шац подал в отставку. Видимо, уже тогда в компании готовились к назначению нового главы Германа Грефа — он получил пост через полгода — в ноябре. “Деловому Петербургу” тогда Шац заявлял, что уходит работать в Кремль, но, как мы знаем, история сложилась иначе.
Именно с Леонидом Шацом «Деловой Петербург» связывал ( банкротство компанию «Глобус-лизинг», основным кредитором которой был «Сбербанк».
По данным СМИ, долги «Глобус-лизинга», которые оценивались в 8 миллиардов рублей , образовались в 2006-2007 годах, накануне отставки Шаца. При этом именно Шаца называли фактическим владельцем компании. Издание «Коммерсант» сообщало, что увольнение топ-менеджеров связано с крупным невозвратом по ранее выданному кредиту.
Одновременно с этим имя Шаца звучало в связи с деятельностью еще одного крупного должника Сбера — группы предприятий «Северо-Западная Лесопромышленная Компания» (СЗЛК) Игоря и Ирины Битковых. За пятилетнюю кредитную историю СЗЛК получила от Северо-Западного банка Сбербанка России ссуд и кредитов в общей сложности на 1,36 млрд. руб. В 2004 году Северо-Западный банк Сбербанка России и ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания» (СЗЛК) подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве. Как сообщили АБН (www.abnews.ru) в пресс-службе АЗЛК, со стороны Северо-Западного банка Сбербанка России соглашение подписал председатель банка Леонид Шац, а со стороны СЗЛК — председатель Совета директоров Ирина Биткова.
Как сообщал «Деловой Петербург» спустя несколько лет акционеры СЗЛК заявили, что некий сотрудник Сбербанка толкнул их к банкротству, отказав в реструктурировании долга компании.
Отметим, что в первые годы «Сбербанк» не слишком агрессивно относился к своим должникам и не отмечался в качестве инициатора уголовных дел против собственников банкротящихся компаний. Такая практика борьбы со злостными неплательщиками и своими предприимчивыми топ менеджерами появится позже — к 2013-2014 годам. Но времена меняются.
Начиная с октября 2008 года, Шац начинает светиться в составе учредителей ООО «Аксель Моторс Север», «Аксель-Сити», «Аксель Брокер». Также 13 октября, по данным “Сбиса”, совладельцем холдинга со скромной долей в 3% стал и Матвей Овсеенко. Далее Шаца приглашают в страховые компании ООО «Лайн», где Безобразов контролирует 69%, и ООО «Аксель Брокер». К 2010 году Шац, судя по данным ЕГРЮЛ, уже полноправный совладелец всех существующих на тот момент дочерних структур «Акселя». Также в это время ему выделяют долю в ООО «Аксель Групп».
На сегодняшний день Леонид Шац уже играет одну из ведущих ролей в корпоративной структуре «Акселя».
Несмотря на незначительную долю в ранее созданных компаниях группы (5%), начиная с 2021 года бывший банкир является единоличным участником таких компаний как ООО «МОТОРС ВО», ООО «АКСЕЛЬ-СИТИ ТЕЛЬМАНА», а в последний рабочий день 2021 года Шац учредил ООО «УК АКСЕЛЬ ГРУПП», назначив генеральным директором Алексея Безобразова. Не исключено, что это общество может быть создано в целях замены головной компании холдинга ООО «Аксель Групп» для полного «исключения» недовольных партнеров от совместно созданного бизнеса.
С учетом динамики корпоративного роста Шаца в автохолдинге и его столь существенного но не особо прозрачного опыта владельца компаний, создается впечатление, что основной по документам владелец автохолдинга – может играть роль представительной, а реальный контроль над «Акселем» во многом находиться в руках Леонида Шаца. То обстоятельство, что именно Шац принял на работу Безобразова в качестве генерального директора новой компании, а не наоборот, — лишь подтверждает эту версию. Время проходит, а алгоритмы времен его работы в Сбербанке похоже остаются те же.