Реалии дорожного движения в России таковы, что даже небольшое ДТП способно снизить пропускную способность улицы вполовину. В результате на российских дорогах нередко возникают гигантские заторы, которые оборачиваются миллионными убытками и транспортным коллапсом. Решение проблемы предложил автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов.
Пробки и жертвы
Проблема заторов в российских городах на фоне большого числа ДТП выглядит значительной. По официальной статистике ГИБДД, с января по ноябрь 2021 года в России было зарегистрировано 120 000 ДТП. Травмы в результате дорожных происшествий получило больше 150 000 человек, еще более 13 000 погибло.
Важно понимать, что последствия ДТП чаще всего касаются не только непосредственных участников аварии. Поврежденные автомобили в ожидании скорых или ГИБДД блокируют дорогу, резко снижая ее пропускную способность.
Как результат – многокилометровые пробки и транспортный коллапс, который несет серьезные издержки для городской экономики. Они касаются роста вредных выбросов и ухудшения экологии, задержек общественного транспорта, роста числа несчастных случаев.
Современные правила дорожного движения в некоторых случаях позволяют упростить факт оформления ДТП. Например, воспользоваться Европротоколом и урегулировать ситуацию на месте без сотрудников ГИБДД. Но многие участники аварий все равно не спешат к нему прибегать на фоне невысоких лимитов страховых выплат. Подавляющее число водителей оформляют ДТП уже привычным способом – вызывают дорожную полицию.
«От качества и скорости работы инспекторов дорожной полиции на месте ДТП зависит многое. На них лежит ответственность не только по скорейшей разгрузке дорог от образовавшихся пробок, но и за точность сбора данных, которые решают дальнейшую судьбу участников аварии. Из-за опасных условий работы и давления времени возрастает риск не заметить важные детали или допустить неточность», — объясняет суть проблемы Дмитрий Давыдов.
Технологичный подход
Качественной альтернативой здесь может стать ставка на технологичный подход. В первую очередь речь идет о массовом использовании 3D-сканеров. Как обращает внимание автор «20 идей», это устройство позволяет всего за несколько минут создать всеобъемлющую виртуальную модель места происшествия.
Вся информация для дальнейшего расследования причин ДТП собирается 3D-сканером за пару шагов. Полученные таким образом данные дают возможность воспроизвести картину аварии с любого ракурса. Технология хорошо известна в России и даже применяется в некоторых отраслях. К сожалению, не в дорожно-транспортном секторе, хотя опыт других стран подсказывает, что именно при ДТП она может стать максимально полезной.
Дмитрий Давыдов приводит в пример Сингапур, где один сотрудник может задокументировать все детали дорожного происшествия с помощью наземного 3D-сканнера. В портативном варианте технология позволяет получить информацию из узкого замкнутого пространства, включая салон автомобиля. Подчеркивается, что плохая погода или темное время суток никак не влияют на качество собираемой информации.
Массовое использование таких приборов, которые на первый взгляд сложно назвать дешевыми, оправдано и на экономическом уровне. Перекрытия автомагистралей для установления причин ДТП обходятся городским бюджетам гораздо дороже.
Результаты внедрения 3D-сканеров в РФ
В России фиксация дорожного происшествия в большинстве случаев проводится методами десятилетней давности. Место ДТП фотографируется, а обмер происходит с помощью рулетки, после чего данные заносятся в блокнот. Собранная таким образом информация потом предстает в суде в виде доказательной базы.
При этом использование 3D-сканеров в работе инспекторов признано эффективным инструментом даже на уровне МВД России. Там отмечают, что технологии позволяют создать трехмерную модель с координатами каждой отсканированной точки. Все виды измерений становятся доступны без каких-либо искажений, упрощая замер расстояний, углов, площадей и объемов.
«России необходимо оборудовать полицию современными 3D-сканнерами для сбора данных на месте ДТП по сингапурской методике, а также регламентировать использование этого оборудования и полученных с его помощью результатов во всех процессах по делу о ДТП», — уверен автор «20 идей».
Так почему же до сих пор 3D-сканеры массово не распространены? Видимо, останавливает стоимость приборов и нехватка квалифицированных кадров. В последнее время ситуация с образованием начала меняться в лучшую сторону – российские вузы запустили первые программы для подготовки специалистов в области 3D-сканирования, цифровой метрологии и реверс-инжиниринга.
Законодательная поддержка
При необходимой законодательной поддержке идеи Дмитрия Давыдова, процесс внедрения технологии способен серьезной ускориться. Интерес депутатов к улучшению ситуации на дорогах вполне может оказаться встречным, так как ранее в Госдуме уже неоднократно обращались к проблеме пробок на дорогах мегаполисов.
Например, по нынешнему законодательству, перекрывать более 50% дорожного полотна нельзя даже дорожным службам при проведении работ. Если без этого не обойтись, нужно предусмотреть пути объезда. При ДТП это правило выдержать невозможно, но законодатели могут помочь, поддержав инициативу с массовым использованием 3D-сканеров.
Плюсы от замены рулеток с блокнотами на технологичные устройства выглядят очевидно как для ГИБДД, так и для всех участников дорожного движения. Дорожная полиция сможет снизить издержки и нагрузку на линейный состав, работа сотрудников станет эффективней, количество ошибок при составлении протоколов снизится, а суды начнут выносить вердикт на основании максимально точной информации.
Нагрузка на дороги в городах заметно снизится, причем не только за счет сокращения времени оформления ДТП. Дополнительный анализ собранной информации обязательно позволит улучшить дорожную инфраструктуру, а экологические и финансовые издержки от заторов сократятся.