Чудовищный эксперимент: как уход брендов влияет на цены в России

Уход с рынка иностранных ретейлеров пока не отразился на арендных ставках коммерческих помещений. Как изменение цен на аренду и в целом массовый исход западных компаний отразится на итоговых ценах на продукты, одежду, спортивные товары – в материале АБН. 

Консалтинговая компания CBRE провела исследование рынка стрит-ретейла в контексте временного закрытия магазинов после ухода ряда западных брендов из России из-за происходящего на территории Украины. Анализ показал, что в Москве в I квартале 2022 года торговые площади, расположенные на основных торговых улицах столицы, освобождались в незначительной степени. Авторы исследования отмечают, что приостановка деятельности ряда международных операторов на текущий момент не оказала влияния на уровень ставок. 

Теперь, по прогнозам CBRE, либо рынок отреагирует изменениями арендных платежей и вакансии, или существующая конъюнктура останется неизменной. Окончательный результат можно будет проследить только по истечение трех-шести месяцев. Таким образом, возможные изменения будут заметны во второй половине 2022 года. 

Мнение о преждевременности выводов на сегодняшний день говорит и генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Компании, объявившие о своем уходе, по мнению эксперта, делали это поспешно, решения были не подготовлены ни с юридической, ни с финансовой точки зрения. 

Оборот и наценка в ретейле

«Принятые решения сегодня погружают нас в чудовищный эксперимент, которому не было аналогов ранее, а чем он закончится, остается неизвестным. Аналогов этим событиям не было в современной истории», – подчеркнул эксперт. 

В нормальной ситуации ретейлеры не влияют на итоговые цены на товары, объяснил аналитик. Такое влияние сосредоточено преимущественно в руках поставщиков и производителей. В то же время современные ретейлеры работают в парадигме получения процента с общего оборота компании, цены их не интересует.

Иван Федяков / Фото: «ВКонтакте»

«Условный ретейлер, который продает дешевые Renault по выручке и прибыли может быть более эффективным в сравнении с торговцем дорогостоящими Ferrari. Потому что современный ретейл делает ставку на быстрооборачиваемые товары», – разъяснил Иван Федяков. 

Вторым важным для ретейлера нюансом является вопрос наценки. Компании ищут высокомаржинальные товары, позволяющие установить существенную наценку. 

Уход брендов не влияет

Если на рынке остается конкуренция, уход либо приход иностранных компаний не оказывает влияния на цены, сообщает глава INFOLine. Когда по той или иной причине рынок становится неконкурентным, тогда влияет на формирование стоимости товаров на полках. Оставшиеся ретейлеры в этом случае могут воспользоваться рыночным положением, начать оказывать давление на поставщиков и потребителей, приводя цены к устраивающему их уровню.

«Подобную позицию я сейчас вижу со стороны торговой сети «Магнит», – отметил Иван Федяков. – Они не идут на уступки, продолжают штрафовать поставщиков за недопоставки товаров. Это объясняется тем, что в некоторых регионах присутствия «Магнита», ретейлер работает в неконкурентной среде.»

Фото: magnit.com

Антиподом «Магнита» в этом отношении аналитик назвал X5 Group («Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель»), которая проявляет гораздо большую лояльность и готовность самостоятельно пойти на добровольные уступки поставщикам, отказавшись от штрафов и сократив сроки оплаты товаров. Это обусловлено конкурентной средой, в которой работают сети X5. Таким образом, уход иностранных ретейлеров чаще всего не сопряжен с монополизацией рынка.

Фешен-ретейл и спорттовары

Если в качестве примера взять уход из России компаний Adidas и Decathlon, остается «Спортмастер», продолжает Иван Федяков. У последнего появляются дополнительные рыночные силы на фоне ухода конкурентов. 

«У «Спортмастера» существует конкуренция с Ozon, Wildberries и другими маркет-плейсами. Не говоря о том, что с повышением порога беспошлинного ввоза товаров, россияне могут делать покупки на сумму до тысячи евро и заказывать необходимое с AliExpress», – говорит аналитик. 

В сегменте одежды рынок в России – очень фрагментарный, по словам эксперта, даже H&M со своей лидирующей позицией занимала незначительную долю рынка. В  FMCG-ретейле (от английского fast moving consumer goods – быстро оборачиваемые потребительские товары) крупные компании на рынке отсутствуют несколько лет. Они постепенно проигрывали конкуренцию отечественным компаниям, многие ушли еще до 24 февраля 2022 года. Самыми крупными зарубежными игроками, которые остались на рынке после начала «спецоперации» – это Auchan и Metro Cash&Carry. В случае их ухода могут возникнуть случаи отсутствия конкурентности рынка, но они будут носить исключительно локальный характер, заключил Иван Федяков. 

Автор: Екатерина Сударева

Новости партнеров