Высокие процентные ставки по краткосрочным депозитам могут не перекрыть разгон инфляции в случае девальвации рубля. Об этом в интервью для АБН24 рассказал эксперт по финансам Дмитрий Голубовский.
Фото: unsplash.com
По мнению эксперта, текущая экономическая обстановка не привезет к новому кризису 1998 года или рецидиву 2014-го, но тем не менее намеки на схожие обстоятельства уже заметны. В 1990-е годы произошло два переломных периода. Первый – это кризис распада Советского Союза, сопровождавшийся гиперинфляцией и обесцениванием сбережений граждан в Сбербанке СССР. Другие банки тогда практически отсутствовали. Второй значимый кризис – это 1998 год, когда произошел дефолт и жесткий банковский кризис, связанный с пирамидой государственных краткосрочных обязательств (ГКО).
«Однако повторения 1992 года ожидать не стоит. Тогда экономика переживала системный крах: старая плановая модель умерла, а новая рыночная только начинала формироваться. Сегодня ситуация другая – экономика рыночная, бюджет сбалансирован, и факторов для столь драматического сценария нет. Повторение 1998 года также маловероятно. Сейчас на рынке государственного долга отсутствует пирамида краткосрочных обязательств, а банковская система гораздо устойчивее», — пояснил спикер.
В последние годы банки получили значительную прибыль, проблемные активы были вычищены, а отзыв лицензий практически прекратился. Центральный банк возвращает нормативы ликвидности к стандартам «мирного времени», что свидетельствует о его уверенности в стабильности системы.
«Аналогии с 2013–2014 годами выглядят более уместными. Напомню, что в 2014 году рубль обвалился почти вдвое – тогда ключевой причиной стало падение цен на нефть, что привело к ухудшению торгового баланса и сокращению поступления валютной выручки. Девальвация рубля тогда строго соответствовала ухудшению сальдо баланса. Сегодня ситуация похожа, хотя и по другим причинам. У нас идет резкое сокращение поступления экспортной валютной выручки», — подчеркнул собеседник агентства.
С августа экспортеры продают меньше валюты не из-за падения цен на нефть, а из-за санкций, которые затрудняют репатриацию выручки. Экспортеры предпочитают хранить валюту в офшорах, наращивая при этом рублевые долги. Для оплаты налогов они продают лишь небольшую часть валютной выручки, минимизируя транзакционные издержки. В результате положительный торговый баланс не конвертируется в стабильный курс рубля, что создает риски его дальнейшего ослабления.
«Инфляционные риски также очевидны. Во многих сегментах потребительских товаров доминирует импорт, который дорожает при ослаблении рубля. Проблемы с логистикой приводят к дополнительным издержкам, закладываемым в цены. Импортозамещение не может произойти моментально – это долгий и трудоемкий процесс, осложненный напряженной ситуацией на рынке труда. Уровень безработицы находится на историческом минимуме, а для развития новых промышленных мощностей нужны квалифицированные кадры, которых сейчас нет. Переход трудовых ресурсов из оборонной отрасли в гражданские секторы пока невозможен», — отметил Голубовский.
Ремейк 2013–2014 годов, по мнению эксперта, вполне возможен. Пока что курс рубля относительно стабилен и находится в районе 100 рублей за доллар, как и осенью прошлого года. Однако стабильность поддерживается высокими процентными ставками.
«В долгосрочной перспективе ставки не могут расти бесконечно – жесткая денежно-кредитная политика начинает негативно влиять на предложение и экономический рост. В этой ситуации баланс рисков и издержек неизбежно будет смещаться на валютный курс, и рубль может продолжить снижаться. Что делать в этой ситуации? Рублевые сбережения сейчас подвержены инфляционным рискам. Высокие процентные ставки по краткосрочным депозитам (на 3–6 месяцев) могут не перекрыть разгон инфляции в случае девальвации рубля. Если вы хотите застраховаться от негативных сценариев, стоит рассмотреть покупку золота. Золото растет как к рублю, так и к доллару, и это надежный инструмент защиты от обесценивания», — посоветовал аналитик.
Можно также рассмотреть валюту, но она менее надежна, чем металл. Валютные операции могут быть ограничены со стороны эмитента. Уже сейчас возникают сложности с обменом долларов старого образца, особенно за границей. Ограничить хождение валюты по сериям или другим параметрам технически возможно, что снижает ее надежность.
«Если вы готовы к рискам и имеете опыт биржевых инвестиций, можно попытаться заработать на девальвации через акции экспортеров. Однако стоит помнить, что акции покупают ради дивидендов, а у многих компаний сейчас сложности с финансовой логистикой. В долгосрочной перспективе, если вы верите в восстановление внешней торговли, можно рассмотреть покупку долгосрочных государственных облигаций (ОФЗ) с погашением через 10–15 лет. Их доходность сейчас высока, и вы сможете зафиксировать ее на длительный срок. Однако такие бумаги волатильны и требуют терпимости к изменению стоимости портфеля», — заключил эксперт.
Для рядового инвестора выбор сейчас простой – краткосрочные депозиты под высокие ставки, но необходимо учитывать, что они не защитят от быстрой девальвации, или же золото, как инструмент защиты от обесценивания. Риски ослабления национальной валюты, инфляции и сокращения доходов остаются актуальными, особенно в условиях санкций и проблем с поступлением валютной выручки.