Закрыть

Новые риски для России: от чего зависит будущее экономики страны

Пока страна справляется со старыми вызовами, новые проблемы уже ждут в 2025 году. О том, что будет определять российскую экономику в ближайшем будущем, АБН24 рассказал российский ученый, кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.

1

Фото: unsplash.com

Уходящий год принес немало неприятных сюрпризов: инфляция опередила все прогнозы, ключевая ставка выросла до рекордных значений за всю новейшую историю, а рубль не справился с давлением. Вся прошлая пятилетка также не была простой. И хотя экономика страны действительно оказалась более устойчивой, чем многие ожидали, ресурсы, которые помогали справляться с давлением и при этом обеспечивать рост, не безграничны.

Россия установила мировой рекорд по количеству введенных ограничений еще в 2022 году. И хотя по официальной версии Запад не смог достичь своих целей, опыт 2024 года продемонстрировал, что внешние ограничения все же оказывают на страну негативное влияние, в том числе на деятельность российских компаний, участвующих в международной торговле.

«Можно сколь угодно долго педалировать в информационном поле идеи о благотворном влиянии санкций на национальную экономику, но правдой это не станет. Пакеты первичных, секторальных и вторичных санкций медленно, но верно оказывают в долгосрочной перспективе негативное и разрушительное воздействие на экономику. Да, наша страна достойно выдерживает санкционное давление, имеет высокий индекс национальной силы и вырабатывает механизмы как экономического, так и судебно-юрисдикционного противодействия, но эффект бумеранга преимущественно направлен на ЕС, а не США, и запас прочности не безграничен», – пояснил Сергей Гатауллин.

Фото: pxhere.com

По словам эксперта, срочного комплекса мер эффективной поддержки требует российская демографическая проблема. Попытки исправить ситуацию были, но положительного результата они не принесли – ни объявленный Год семьи, ни 490 миллионов рублей, потраченные на его организацию, не помогли. Летом число регистраций рождений в стране стало минимальным за все время ведения статистики. Кроме того, как отметил Гатауллин, реальный, то есть тот, который может быть задействован без ущерба для экономики, мобилизационный резерв снижается.

«От сделки, которая будет заключена между Западом и Россией, а именно от условий, на которых мы сможем вырваться из адского братоубийственного котла вооруженного конфликта, спровоцированного нашими недавними заокеанскими партнерами и друзьями, учившими российское руководство жизни и демократии в девяностых, будут зависеть не большинство, а все экономические тренды ближайших нескольких лет. В данном контексте чрезвычайно тревожно выглядят слова главы оборонного ведомства о подготовке к возможному конфликту с НАТО в течение ближайших десяти лет», – рассказал экономист.

Только в следующем году власти намерены выделить рекордные 41,5 трлн рублей. При этом трудовые и финансовые ресурсы в стране истощаются, а российский бюджет формируется с дефицитом. Хотя дефицит планируется сравнительно небольшим – 0,5% от ВВП или 1,2 трлн рублей. Пробелы же собираются закрывать поступлениями от изменений в Налоговом кодексе.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров