Производители зарядок для электромобилей убеждены, что к 2025 году Москва догонит Минск по количеству зарядных станций.
Фото: unsplash.com
Гендиректор компании «Электромобили мира» Александр Серёженкин поделился с корреспондентом АБН24 мнением по поводу перспектив развития направления аккумуляторного производства в России и его экологичности.
По его мнению, в стране сегодня попросту нет определенных стандартов качества для аккумуляторов. Именно поэтому китайцы предлагают аккумуляторы для электротранспорта в 2-3 раза дешевле, чем российские, особенно когда речь заходит о батарейках, уже бывших в использовании. Ситуацию спасает только внутрикитайский запрет на вывоз из страны бывших в употреблении аккумуляторов.
«Осенью этого года будет принят стандарт российской зарядной станции, где будет указан порт, российский счетчик электричества, термодатчики пожарной безопасности, видеонаблюдения и российский контроллер, который видит электромобиль в моменте зарядки», — говорит Серёженкин.
Когда все регламенты будут приняты, китайские производители не будут иметь права устанавливать и продавать на территории России зарядные станции без сертификации.
Также на подходе стандарт пожарной безопасности батарейки. Эксперт лично принимает участие в его создании. Оказывается, в этой сфере не нужно ничего изобретать — в Российской академии наук (РАН) уже предложили решение:
«Есть некий объект, который встраивается внутрь батарейки и как только в ней происходит короткое замыкание и начинается температурное напряжение, она заполняется субстанцией, которая полностью гасит температурный режим. Это полностью российское изобретение, ему уже много лет. Эти все решения предложили сделать российским стандартом. То есть, российская батарейка не может загореться, потому что у нее стоит такая система. Зарядная станция не может ударить человека током, потому что стоит инновационная система отключения электричества в милисекундах».
Прогнозы на развитие экспорта
Также Александр Серёженкин дает прогнозы на развитие экспорта. По его словам, предложений по поставкам российского электротранспорта ждут Индия, Пакистан и Африка. Индия, например, очень ценит российское качество и есть наметки на поставки туда наших электроскутеров и такси. Конечно, они все равно на 50-60% будут сделаны в Китае, но благодаря новым стандартам, техника обязательно должна быть собрана в России и помечена соответствующей маркировкой.
«Это огромные рынки, на которые мы постепенно начинаем заходить, благодаря китайским партнерам. Мы умеем придумать, а они умеют сделать».
На фоне санкций активно развивается российский рынок электромобилей. Правительство дает нашим производителям субсидии на электромобили и зарядные станции. По мнению эксперта, рынок только растет:
«Рост рынка электротранспорта легкового — 300 процентов в год. «Москвич», Skywell, Evolute, «Газель», Electro, Argo… Это я не беру электробусы».
Что касается зарядных устройств к «активно развивающимся» электромобилям, то и тут эксперт строит позитивные прогнозы и утверждает, что рост компаний, которые занимаются этим бизнесом, составляет аж 500%.
«Я владею электромобилем 7 лет, езжу на нем каждый день и официально вам заявляю: на сегодняшний день зарядных станций в Москве гораздо больше, чем нужно. На трассах все зарядные станции пустые — нет такого количества электромобилей. Зарядная инфраструктура развивается в три раза быстрее, чем появляются электромобили, потому что это высокомаржинальный бизнес. На продаже автомобиля дилер получает 5-7 процентов, а на продаже зарядной станции — 50 процентов».
Сколько зарядных станций в Москве?
В это же время другие владельцы электрокаров утверждают, что ЭЗС (электрозарядных станций) мало даже в Москве, не говоря уже про регионы. Дело в конкуренции — в России более 30 разных операторов и у каждого свое мобильное приложение. То есть, водитель не видит всю картину целиком. Операторы, в свою очередь, не стремятся к единому приложению и занимаются продвижением своего.
«Очень многих раздражает, что нет единого мобильного приложения. Но я прогнозирую, что Яндекс наведет в этом порядок — он крупнейший заказчик электромобильных станций, котоорые установлены во всех дворах. Или Росатом. Сбер тоже уведомил, что они официально строят зарядную инфраструктуру. Это будет как в Белоруссии — в Минске на любой парковке в центре города есть зарядная станция. В России это произойдет в 2025 году».
Маленькие компании, в свою очередь, удалятся за МКАД. Александр Серёженкин утверждает, что их уже попросили это сделать.
«Список компаний, которым можно ставить зарядные станции внутри Москвы, заранее определен и подписан. Мы же занимаемся отелями, горнолыжными курортами», — заключил эксперт.
По данным на 2023 год (более поздних данных нет), в России действует 7,5 тысяч ЭЗС, из них 1,2 тысяча — «быстрых» (они заряжают авто в течение часа). Из 450 действующих операторов выделяются Tok Box, выросший из частного акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт», «ЕвроТранс» (оператор сети «Трасса»), «Яблочков», «Форма», Touch, Rewatt и «ПСС». Сервисом занимаются «Мир электромобилей», Volt4drive и Watson (железо), а также ZEVS, EVtime и «Росток» (ПО). Свои платформы есть у Volt4drive, Touch и компании «Яблочков».
Крупнейший оператор — «Россети», ее крупнейшим акционером является Российская Федерация через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое владеет 88,04% обыкновенных акций компании. Гендиректор — Андрей Валерьевич Рюмин.