Закрыть
#НаСевереБизнес

Новая реальность: как ИИ повлияет на образование в РФ

ИИ активно проникает в образовательную сферу, предлагая новые инструменты и возможности для студентов и преподавателей. Он уже используется для создания презентаций, работы чат-ботов, написания текстов, а также для краткого изложения статей. Редакция АБН24 поговорила с экспертами на тему развития искусственного интеллекта в образовании.

1

Фото: unsplash.com

Основательница AI агентства «НейроРешения» Александра Колибри отметила, что нейросети уже сегодня помогают преподавателям и студентам справляться с рутинными задачами. Например, системы ИИ могут автоматически проверять домашние задания, анализировать прогресс студентов, предлагая персонализированные рекомендации, а также создавать учебные материалы на основе данных о предыдущих успехах и трудностях учеников. 

«Важным аспектом является то, что нейросети не заменяют преподавателя, а помогают ему сосредоточиться на более важных аспектах обучения, таких как развитие критического мышления и творческих способностей у студентов»,— сказала она. 

Облегчит ли ИИ образовательный процесс

«Сегодня достаточно много сервисов и инструментов на базе искусственного интеллекта, которые действительно облегчают образовательные процессы преподавания. Например, ИИ помогает в работе с презентациями. От того, как ученик представил результаты своего труда зависит многое. Есть сервисы, которые помогают грамотно их визуализировать, проанализировать текст, источники, сделать первоначальный обзор литературы. Школьник или студент анализирует результаты, выданные нейросетями, и может развить у себя логическое мышление, натренировать навыки оценки информации, поиска ошибок и предвзятостей. Это ускоряет сбор данных и сам процесс обучения», — сообщила лектор российского общества «Знание»,старший преподаватель НИУ ВШЭ Мария Горденко.

По словам директора ОАНА «Школа и детский сад «МИР» в Доброграде Лады Силиной, такая технология может сделать обучение интереснее, доступнее и эффективнее для школьников. ИИ в этом плане дает широкие возможности для работы команд школ, которые реализуют общие педагогические задачи: развитие читательской грамотности ученика, расширение его кругозора, формирование понятийного мышления.

«Может ли искусственный интеллект сделать обучение легким? Все, безусловно, зависит от самого ученика, от степени развития его когнитивных способностей. При этом ИИ точно может сделать обучение более увлекательным делом», — заметила спикер.

Ожидается ли внедрение генеративного ИИ в школьное обучение

«Искусственный интеллект уже находится на таком уровне, что способен выступать в роли личного репетитора: объяснять темы, давать тесты, задания и проверять их. Также можно его использовать для создания персонализированных учебных планов, которые соответствуют учебному уровню и особенностям каждого ученика. Если рассматривать отдельно изучение иностранных языков, то нейросети могут хорошо помочь школьным учителям в создании интерактивных диалогов, исправлении ошибок в реальном времени. Конечно, ИИ пока несовершенен и порой делает досадные ошибки. Однако, за последние полгода он шагнул далеко вперед в своем развитии. Думаю, буквально через несколько месяцев его можно будет рассматривать как надежного и умного собеседника», — отметила кандидат технических наук, руководитель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia Ирина Орлова.

По мнению Силиной, искусственный интеллект способен непрерывно генерировать образовательный контент, выступать виртуальным инструментом сопровождения учеников. Возможности генеративного ИИ в школьном образовании весьма велики, что в свое время было детального описано писателями-фантастами. Например, в книге Нила Стивенсона «Алмазный век» описан генеративный ИИ, работающий по индивидуальной образовательной траектории с учетом талантов и способностей ученицы. 

«Отдельные педагоги и некоторые частные школы уже внедряют генеративный искусственный интеллект в образовательный процесс. Для того чтобы прогресс дошел до массового пользователя, необходимо несколько лет, а, возможно, и десятилетий, потому что нужно настроить этот процесс, в том числе на законодательном уровне. Уверена, что рано или поздно этот день настанет. Скорее всего, чат-боты, отвечающие на вопросы по конкретным темам, будут использоваться повсеместно. Более того, искусственный интеллект обязательно будут применять с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории, системы, которая подстраивается под нужды и потребности ученика. Отстающий ученик сможет получить дополнительные материалы и дотянуться до стандартного уровня обучения», — рассказала Горденко.  

Как нейросети повлияют на традиционное образование

Эксперты подчеркнули, что полностью традиционное образование искусственный интеллект заменить не сможет. Учителя играют ключевую роль в образовательном процессе, особенно когда речь идет о воспитании, поддержке и мотивации студентов и школьников.

«В будущем, вероятнее всего, произойдет интеграция нейросетей и традиционного образования, где учителя будут использовать искусственный интеллект, как мощный инструмент для повышения эффективности обучения. Таким образом, роль учителей изменится, они станут своего рода кураторами и наставниками, которые будут помогать ученикам максимально использовать возможности, предоставляемые ИИ, и развивать важные социальные и эмоциональные навыки», — считает Колибри.

Лектор российского общества «Знание» Мария Горденко уточнила, что уже есть виртуальные репетиторы, помогающие решить задачи, указывающие на ошибки, дающие задания. Однако школа и ВУЗ дают намного больше: социализацию, круг контактов, развитие навыков работы в команде для достижения общих целей. 

«Людям крайне важно живое общение, что доказывают различные психологические исследования. Поэтому педагоги, наставники и учителя останутся всегда востребованными. Просто цениться будут те, кто освоил новые технологии, умеет работать с искусственным интеллектом, способен встроить его в процесс обучения. Немаловажным фактором также является профориентация. Процесс осознания человеком своего места в обществе невозможен без системы образования – без детского сада, школы, университета. Только там происходят встречи с представителями профессий, экскурсии на предприятия. Это важный фактор обучения», — объяснила специалист. 

Живое общение в сфере образования, по словам спикеров, имеет очень важную роль. В целом традиционное преподавание под влиянием ИИ вряд ли изменится кардинально, скорее, оно трансформируется и подстроится под новые реалии.

Автор: Аделина Никонова

Новости партнеров