Санкции против российской нефти действуют уже более года, но европейские и американские компании продолжают получать топливо, произведенное из нее. Этот процесс не является нарушением – все дело в лазейке, заложенной в самих санкциях. Об этом журналисту АБН24 рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Фото: pxhere
В первой половине 2024 года западные союзники закупили топлива, произведенного из российской нефти, на сумму около 2 млрд долларов. Это стало возможным благодаря использованию механизма, который многие называют «санкционной лазейкой».
«На самом деле это не лазейка. Это просто не запрещенное санкциями действие. Дело в том, что санкции, введенные с декабря 2022 года, запрещают покупку российской нефти и нефтепродуктов, напрямую перевозимых морем. Однако, если нефтепродукты изготовлены из российской нефти в третьих странах, таких как Индия, Турция или государства Северной Африки, их покупка не запрещена», — пояснил специалист.
По его словам, этот механизм специально предусмотрен, чтобы избежать дефицита топлива в Евросоюзе и резкого скачка цен. Если посмотреть на статистику, то получится, насколько они увеличили в 2022 году закупки российских нефтепродуктов, настолько они увеличили поставки в Евросоюз, в Болгарию, в Румынию и другие страны. И дальше в глубь Европы тоже поставки идут. Цифры совпадают, насколько увеличили у нас – настолько увеличили в Евросоюз продажу того же.
«Страны, такие как Индия, перерабатывают российскую нефть и затем экспортируют полученные нефтепродукты в Европу, Великобританию и даже США, несмотря на эмбарго на прямые поставки из России. Турция использует схожую схему, закупая российский дизель для внутреннего потребления и высвобождая собственные объемы для экспорта», — заключил эксперт Финансового университета.
Санкцинные ограничения соблюдаются, но по факту российская нефть продолжает попадать на рынки Запада через третьи страны. Это не обход санкций, а использование предусмотренной в них возможности, чтобы обеспечить стабильные поставки топлива на международные рынки.