При развитии ИТ-бизнеса, может возникать множество неочевидных препятствий и проблем. О самых частых проблемах, и о том, как можно решить их максимально просто, рассказал Senior Backend Engineer с 13-летним опытом работы в IT-индустрии Филипп Щербанич специально для АБН24.

Фото: pxhere.com
В ИТ-бизнесе самый важный актив – не станки и не склады, а талантливые специалисты и инновации. Конкуренция высока и компании должны быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Кто этого не умеет – неизбежно оказывается на обочине. На этом тернистом пути любой ИТ-бизнес поджидает типичный набор трудностей. Зная, что влияет на мотивацию сотрудников и на успех проектов, я поделюсь с вами наиболее действенными решениями.
Разработчиков не нужно слишком сильно контролировать

«В одной компании, где я работал, начальство было одержимо гиперконтролем. Руководитель пренебрег выстраиванием процессов, а потом начал звонить со словами: «рассказывай, что сделал – а то все плохо, мы ничего не успеваем». В технических вопросах он ничего не понимал, ему приходилось все объяснять, терять на отчет целый день. Так повторялось всякий раз, когда шефу становилось тревожно. Диагноз прост: непонимание сути работы и неспособность системно ее наладить. Неизвестность порождает беспокойство и желание все контролировать. В итоге все теряют время, силы и мотивацию», — поделился эксперт.
Согласно опросу «Работы.ру» и «Сберподбора», 8% компаний используют программы мониторинга на рабочих устройствах сотрудников, причем чаще всего именно в ИТ. А согласно исследованию Forbes Advisor, 43% сотрудников заявили о мониторинге их онлайн-активности работодателями, и лишь 32% получили официальные уведомления об этом. Но такие решения скорее вредят, чем помогают. Как же повысить качество разработки и удовлетворенность сотрудников их работой?
По мнению эксперта, есть несколько способов повысить качество разработки и удовлетворить сотрудников их работой.
Важно: наладить контакт с командой, не «давить» на работников контролем, умножать любые сроки на три и использовать метрики для анализа работы.
Низкое качество менеджмента

«В команду, где работал мой друг, на менеджерскую позицию пришел бывший разработчик без управленческого опыта. И в итоге скорее вредил, чем приносил пользу. Из-за его неумелого управления опытные разработчики начали уходить, ухудшилось качество проекта. А ведь тот парень мог бы расти и в техническом направлении, став техлидом, например», — рассказал спикер.
Специалисты из Бостонского университета и Университета технологий и экономической политики Канзаса выяснили, что разработчики переходят на менеджерские позиции гораздо чаще, чем специалисты других направлений. Но отсутствие у них нужного опыта может создать серьезные проблемы. Если компания выбирает путь роста своих специалистов в менеджмент, этот процесс должен быть осознанным и подкрепленным программами обучения.
Недостаточные вложения в инновации

«В одной веб-студии вместо того, чтобы инвестировать в разработку и налаживание процессов, руководитель регулярно приезжал на очередной новой машине. Работники, предсказуемо, были недовольны, в компании была стабильно высокая текучка. Эта студия и поныне каким-то образом жива, у нее даже сайт тот же, что и пятнадцать лет назад. И сейчас они, естественно, далеко позади конкурентов», — прокомментировал эксперт.
Еще недавно казалось, что эта проблема потеряла остроту. По данным НИУ ВШЭ, в 2023 году затраты на инновации в российских ИТ-компаниях выросли в 4,8 раза. Но в 2024 году настроения переменились: 30% компаний готовы сократить инвестиции в развитие и продвижение сразу на 10%. К тому же, в конце 2024 года российский ИТ-сектор столкнулся с волной сокращений.
В экономике непростые времена и многие боятся принимать смелые решения. Что делать? По мнению спикера, важно поощрять сотрудников пробовать новые инструменты, технологии и подходы.
Недостаточное внимание к техническому бренду

«Когда-то я работал в компании, которая поначалу развивала свой бренд и была известна. Но потом перестала: новое руководство сочло это лишними тратами. Мы просили бюджет на участие в конференциях, на ведение блога, но тщетно. Сотрудники стали терять мотивацию и компания стала менее привлекательна для новых специалистов», — отметил эксперт.
Технический бренд формируется не только основными продуктами, но и активным участием в профессиональном сообществе. Важно создать внутреннюю культуру, поощряющую выступления на конференциях, публикации статей, участие в хакатонах.
IT-бизнес – сфера специфическая, а потому он требует такого же специфического подхода. Не стоит держать сотрудников в ежовых рукавицах, пытаясь контролировать всех и вся: вместо этого важно укрепить с ними связь, инвестировать в их развитие и поддерживать инновации, которые они способны создать. Именно это – фундамент успеха любой ИТ-компании.