Повышение утильсбора – это не просто изменение в таблице тарифов, а шаг, который способен радикально перекроить весь автомобильный рынок России. Речь идет о банальном фискальном инструменте, который обернется целым каскадом негативных последствий. О них специально для АБН24 рассказал главный редактор автомобильного издания Quto Максим Ракитин.

Фото: stock.adobe
Прежде всего, повышение утильсбора ударит по обычным людям. Сегодня тот, кто покупает или перегоняет машину из Казахстана, Армении или другой страны ЕАЭС, и так проходит полный цикл оформления и уплаты всех пошлин. Но теперь к этому добавляется еще и колоссальный платеж – сотни тысяч рублей просто за «право легализовать» автомобиль в России. Если сейчас льготный утильсбор составляет всего 3 400 рублей, то после изменений он может вырасти до 676 тыс. рублей для новых машин и до 800 тыс. для подержанных старше трех лет. И самое абсурдное – автовладелец ничего за эти деньги не получает. Ни экологической услуги, ни реальной программы утилизации, ни компенсации. Просто формальная легализация автомобиля.
«Еще одно последствие – обвал сегмента частного ввоза автомобилей. За последние два-три года именно он стал спасением для рынка: люди ввозили машины под заказ, напрямую, без посредников, зачастую из Казахстана, Кыргызстана или Беларуси. Это позволяло сохранить хотя бы какой-то уровень доступности автомобилей. После повышения утильсбора этот рынок просто умрет. Большинство частников откажется от ввоза – платить почти 1 млн рублей сверху никто не будет. Рынок «авто под заказ» схлопнется, компании, занимавшиеся перегоном и растаможкой, потеряют клиентов и закроются», — добавил спикер.
Также вырастут цены на все автомобили без исключения. Утильсбор платится не только физлицами, но и производителями. Российские автозаводы формально тоже вносят этот платеж, однако им компенсируют часть средств в конце года, что создает искусственное преимущество перед импортом. В итоге проигрывают все: импортные машины дорожают из-за сборов, а отечественные – следом за ними, потому что конкуренция исчезает.
«Особенно сильно это ударит по сегменту китайских автомобилей, которые сейчас занимают значительную долю рынка. Модели, оснащенные двигателями мощнее 160 л.с., автоматически подпадут под новые ставки. Это значит, что даже новые китайские машины, которые привозятся официально, резко подорожают. Далее произойдет падение общего объема рынка. Государство считает, что повышение утильсбора принесет больше денег, но это иллюзия. Когда сбор был 3 400 рублей, завозилось огромное количество автомобилей. После роста до сотен тысяч количество ввезенных машин сократится в разы. В итоге соберут примерно те же суммы, но рынок просядет, занятость уменьшится, а экономическая активность упадет. Фактически государство создает ситуацию, когда зарабатывает не больше, но теряет в масштабах целой отрасли», — подчеркнул главный редактор автомобильного издания Quto (входит в Rambler&Co).
Пострадают также автосервисы, логистика и смежные сферы. Если поток автомобилей снизится, то вместе с ним сократится работа у перевозчиков, у компаний, занимающихся регистрацией, ремонтом, продажей запчастей. Это цепная реакция: меньше ввозимых машин – меньше заказов, меньше рабочих мест, меньше налогов.
Повышение утильсбора не дает ни одного позитивного эффекта. Оно не улучшает экологию, не увеличивает бюджетные поступления, не стимулирует производство. Напротив – оно сокращает рынок, повышает цены, убивает конкуренцию и отталкивает граждан от любых попыток обновить автопарк легальным путем. Эксперт заключил, что в итоге рынок, «который и так дышит на ладан, окончательно добьют».