Конфликт крупнейших банков с онлайн-маркетплейсами разгорается на фоне борьбы за платежные инструменты и программы лояльности. Смогут ли маркетплейсы отстоять свои позиции, АБН24 рассказал эксперт финансового рынка Андрей Бархота.
Фото: freepik.com
ФАС обозначила свою позицию в споре между банками и маркетплейсами, подчеркнув необходимость равного доступа к клиенту для всех финансовых игроков. Замглавы ведомства Адиля Вяселева заявила, что желание онлайн-площадок развивать свои экосистемы понятно, однако условия должны быть одинаковыми для всех платежных инструментов. Вяселева отметила, что скидки не должны превращаться в механизм скрытого субсидирования, а поиск баланса интересов должен проходить так, чтобы не пострадали ни бизнес, ни потребители.
«Ситуация выглядит особенно интересной с точки зрения структуры рынка. Крупнейший банк страны совместно с партнерами открыто атакует маркетплейс, который сам по себе больше элемент розничной торговли, чем банк. Площадка объединяет онлайн-продажи с сетью точек выдачи и огромными оборотами, при этом инвестиционная привлекательность у нее значительно выше, чем у банка: рентабельность капитала маркетплейса достигает 35–40%, в то время как у финучреждения – чуть более 20%. Рост темпов бизнеса площадки кратно выше, чем у традиционных банков», — пояснил Бархота.
Маркетплейсы фактически «абсорбируют» большую часть оффлайн-торговли, вытесняя традиционные магазины: товары можно купить онлайн с доставкой и скидкой, что делает многие физические точки экономически неэффективными. Банки, пытаясь противодействовать этому тренду, запускают собственные программы лояльности, но эффект часто оказывается ограниченным. Например, скидки по картам маркетплейсов невелики – до 10% – но при этом участие системы быстрых платежей минимально, что вызывает раздражение со стороны Банка России.
«ФАС учла, что жалобы банков связаны с тем, что использование собственных платежных инструментов маркетплейсами дает преимущества их клиентам, а программы лояльности некоторых игроков создают эффект «неравных условий». В то же время успех попыток банков и ЦБ в противостоянии маркетплейсам не предрешен: у площадок за плечами сильные владельцы и устойчивый бизнес. Вероятно, конфликт будет развиваться через позиционные атаки или поиск компромисса», — подчеркнул спикер.
Для Банка России ситуация выглядит неоднозначной: маркетплейсы предоставляют ощутимые скидки покупателям, что является контринфляционным фактором, а административное вмешательство в этот рынок может вызвать недовольство клиентов.
«Применение давления на маркетплейсы с использованием регуляторных рычагов выглядит спорным, поскольку компетенции ЦБ ограничены финансовым сектором, а не торговой сферой. В результате можно ожидать, что маркетплейсы сохранят возможность защищать свои интересы и предоставлять клиентам выгодные условия, несмотря на давление со стороны крупнейших банков», — заключил Бархота.
Ранее в АБН24: экономист Максим Чирков рассказал, почему экономика продолжает колебаться.
