Водка, вино и коньяк стали меньше интересовать россиян – при выборе спиртного население все чаще отдает предпочтение экзотике. О причинах этого АБН24 рассказал доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге и руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.
Фото: freepik.com
Россияне начали открывать для себя алкоголь из других стран уже давно, и интерес к нему продолжает расти. Значительное увеличение спроса на экзотику участники рынка заметили в прошлом году: в период с января по декабрь продажи спиртного из других стран выросли почти в два раза.
По словам эксперта, изменение предпочтений потребителей связано с несколькими факторами. В первую очередь, изменилась структура импорта: после 2022 года многие известные бренды покинули рынок, и их место заняли поставщики из Азии и Латинской Америки, что расширило ассортимент в стране.
«Поездки в Китай, Таиланд, Вьетнам, страны Ближнего Востока и Латинской Америки знакомят россиян с местными напитками. Вернувшись домой, люди хотят повторить этот опыт. Кроме того, молодежь чаще экспериментирует с форматами «необычных» и менее крепких напитков, в то время как аудитория с более высоким достатком выбирает редкие выдержанные варианты, предпочитая эксклюзив и оригинальность», – пояснил Максим Черниговский.
При этом выбор россиян не ограничивается несколькими напитками. По данным эксперта, пользуется спросом абсент, а самую высокую динамику роста показывают мескаль и текила, особенно премиальные и выдержанные варианты, отличающиеся более мягким вкусом и сложным ароматом.
Азиатский алкоголь (саке, корейская соджу, китайский байцзю) перестал считаться нишевым для россиян: такие напитки все чаще встречаются в барном меню и на полках магазинов. По словам Черниговского, спрос на них стимулируется популярностью азиатской кухни и ростом числа соответствующих ресторанов.
«Я вижу, что тенденция к диверсификации рынка сохранится и дальше. Помимо азиатских и латиноамериканских напитков, все активнее входят в моду различные фруктовые и травяные дистилляты из других регионов. Потребители ценят необычные вкусы и новые впечатления, а рестораны и ритейл подхватывают этот тренд, расширяя ассортимент», – отметил эксперт.
Черниговский добавил, что с учетом интереса россиян к новым вкусам и культурным экспериментам этот сегмент может продолжить расти. При этом изменения предпочтений потребителей – это часть общей перестройки рынка, где на первый план выходят оригинальная и эксклюзивная продукция.