Показатели ключевой ставки в России продолжают оставаться на высоком уровне. Однако уже сейчас расходятся мнения, что к зиме показатель может снизиться вплоть до 15%. Когда можно ждать реализации «дезинфляционного» сценария развития экономики и как «ключ» бьет по кошелькам простых россиян журналисты АБН24 узнали у экспертов отрасли.

Фото: АБН24
В недавнем отчете аналитики Сбера предположили, что уже в сентябре ключевая ставка может снизиться до 16%, а ближе к зиме ее показатель составит 15%. При этом сам Центральный банк в базовый прогноз на следующий год закладывает показатели в 12-13%, а при реализации «дезинфляционного» сценария все 10,5%. При этом сентябрьское понижение, как отмечается, уже фактически предрешено.
«Все ожидают снижение «ключа» на 200 базисных пунктов или на 2 процентных пункта до 16%. Причина – явная перезаморозка экономики в ходе многомесячной борьбы с «перегревом». В результате в ключевых отраслях наблюдается инвестиционная стагнация, а где-то настоящая инвестиционная рецессия. Сужение экономической активности влияет на разросшийся финансово-банковский сектор, который уже испытывает недостаток доходов от активных операций для выплат по своим обязательствам. Ведь на пике ключевой и банковских ставок по депозитам банкам необходимо было ежемесячно выплачивать около 1 трлн рублей вкладчикам», — объяснил профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Толкачев.
В действительности же к следующему заседанию ситуация может измениться, добавил аналитик по макроэкономике УК «Ингосстрах-Инвестиции» Александр Иванов. Регулятор будет принимать решение исходя из текущей ситуации, однако снижение на 200 б.п. позволит увидеть ставку в 15% уже в конце года.
Ожидание слабости или реальная сила

Главным вопросом как для бизнеса, так и для россиян остается послабление кредитно-денежной политики. Финансовый эксперт, автор законодательных инициатив, член рабочей группы ГД РФ по проекту изменений в 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» Эльвира Глухова отметила, что высокая ставка тормозит развитие производства и дает рост ВВП ниже прогнозируемого. Однако инфляционные ожидания остаются высокими, геополитическая ситуация – достаточно неопределенной, а федеральный бюджет – дефицитным. Сохранение текущей ставки приведет к сокращению производства, а значительное снижение – к всплеску инфляции и товарному дефициту.
«ЦБ будет вынужден ставку понижать. Но он не станет делать это резко, чтобы сохранить ситуацию относительно управляемой. До конца года, скорее всего, нас ждет снижение еще на 3-4% -до 14-15% годовых», — заметила Глухова.
Кроме того, доцент кафедры Стратегического и инновационного развития Финансового Университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян обратил внимание на сохранение проинфляционных факторов вопреки положительным сдвигам в экономике. Значительное снижение ставки повысит экономическую активность, однако возникнут дополнительные условия для валютных спекуляций.
«Значимыми остаются проинфляцинные факторы, прежде всего возобновившие рост инфляционные ожидания граждан, составившие в августе 13,5%. При этом инфляционные ожидания бизнеса снизились до 4,6%. Такая разнонаправленная динамика значимых для монетарной политики факторов создает условия, при которых ставка если и будет снижена, то не более чем на 1-1,2%», — заявил эксперт.
«При принятии решения Банк России оценивает всю доступную на момент заседания информацию. Минимальный «джентельменский» набор обычно стандартный: динамика экономической активности, рынок труда, инфляция, бюджет, ситуация на финансовых и валютных рынках, кредитование, динамика денежной массы. Выделять какие-то 2-3 показателя смысла нет, как ЦБ в своей коммуникации неоднократно подчеркивал, для него нет одного «супер определяющего» показателя, всегда оценивается картина в целом. Плюс ситуация на внешних рынках и геополитический фон», — добавил Александр Иванов.
Выбор не за кошельком

Базовые прогнозы ЦБ РФ сохраняют показатель в 12-13% на следующий год. Эти цифры, как рассказала генеральный директор инвестиционной платформы The Деньги Евгения Шеншина, выглядят более реалистичными.
«Ожидать снижения ключа все же стоит. Вопрос лишь в том, насколько существенно это будет. С точки зрения экономики, снижение ставки на 2–5 п.п. действительно разгрузит граждан с кредитами», — добавила спикер.
Сергей Толкачев обратил внимание, что россияне находятся в двойственном положении. В первую очередь проблемным станет снижение размера рентных доходов, получаемых от тех же депозитов.
«Любой обыватель, даже если он совершенно не следит за темой финансов, будет чувствовать изменение ситуации. При снижении ставки будет расширение возможностей привлечения кредитов и смягчение условий кредитования. Размер ставки влияет и на покупательную способность граждан. Еще один фактор – депозиты. А для большинства россиян это основной способ сохранить и хоть немного приумножить средства», — подтвердила его слова Шеншина.
Возврат от сбережений к тратам

В последние годы при высоком показатели ставки ЦБ РФ россияне сменили модель потребительского поведения. Многие перешли от бесконтрольного потребления и закредитованности к сбережениям. И смена парадигмы в обратную сторону вызывает опасения.
«Вряд ли стоит ожидать инфляционные эффекты от переключения денежных потоков граждан с накоплений в потребление, чего так опасаются наши денежные власти. Наша инфляция носит отчетливый «предложенческий», а не «спросовый» характер. Поэтому, снижение «ключа» должно способствовать росту предложения отечественных производителей и снижению инфляции, если, конечно, борьба с монополизмом будет идти активнее», — объяснил Сергей Толкачев.
Это подтвердила и Эльвира Глухова. Она же и объяснила, как россиянам реагировать на изменения ключа.
«Физлицам, которые закредитовались по высокой ставке, снижение ставки поможет перекредитовываться по более выгодным ставкам. Поэтому, конечно, гражданам должно стать полегче. Кредитование станет более доступным. Но коснется только тех, кто может официально подтвердить свои доходы», — добавила спикер.
Ранее на фоне высокой ключевой ставки и жесткой денежно-кредитной политики появились мнения о стагнации российской экономики. В беседе с АБН24 экономист Максим Чирков рассказал, можно ли действительно считать существующие процессы застоем.