Мурманская область. Почти десять лет в Мурманской области длится строительство железнодорожного моста через реку Тулому в Кольском районе. Работы начали в конце августа 2014 года и должны были завершить в 2019 году, однако дважды процесс ставили на паузу. Какие трудности пришлось преодолевать и что происходит на финишной прямой, узнало «АБН-Север-Запад».
Фото: пресс-служба правительства Мурманской области
Строительство моста стало частью проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» и прокладки новой железнодорожной ветки от станции Выходной до порта «Лавна», где будут перегружать уголь для отправки его морским транспортом. Протяженность дороги составит 46 километров с семью мостовыми переходами, из которых переправа через Тулому будет самой большой.
«Общая длина моста с подходами составит 1350 метров, будет девять русловых опор, каждая из которых уходит на глубину от 60 до 100 метров, и 115 водопропускных труб. По технологии эвелифтинг подняли четыре пролета – два по 144 метра и два по 110 метров. Высота моста составляет до 130 метров – составы с углем пойдут поверху, а не в середине, как это часто бывает», — рассказал представитель подрядчика, заместитель генерального директора по перспективным проектам «Ямалтрансстрой» Глеб Моногаров.
Трудностей при создании конструкции было много. Например, надо было сделать искусственную дамбу, которую после разберут, чтобы река продолжила течь без препятствий.
«Похожий мост вряд ли где-то увидим, он сложнее, чем Крымский. Опоры очень тяжелые, мы думали, что они уйдут на глубину 40-60 метров, а вышло до 100», — отмечает Глеб Моногаров.
В ФКУ «Ространсмодернизация» (является государственным заказчиком строительства) на вопрос, есть ли аналоги мосту в Туломе, отвечают, что на трассе М-12 через Волгу заканчивается строительство автомобильного моста протяженностью 3,3 километра. Но все же заполярный объект уникален, и сравнить его с чем-то сложно.
«Вызовы строителям бросает сама природа. Это и особые погодные условия заполярного круга, и грунты – в регионе это, в основном, гранито-гнейсовые и скальные породы. Мост через Тулому можно назвать уникальным по двум критериям. Длина пролетов составляет более 100 метров, высота — 31 метр (это высота десятиэтажного дома). Глубина заложения фундаментов — более 15 метров. В соответствии с техническими характеристиками, строящейся мостовой переход относится к внеклассным мостам. Использовались технологии, что и при реконструкции Крымского моста, а также передовые технологии по подъему пролетного строения методом Heavy Lifting, позволяющие сократить время монтажа, что особенно важно при существующих директивных сроках. Также использовался опыт Крымского моста в части применения трубосвай с сохранением грунтового ядра, что позволяет при наличии слабых грунтов погружать их на большую глубину для получения надежного основания», — сообщили в «Ространсмодернизации».
За 10 лет строительство дважды ставили на паузу. Одной из причин стала пересборка проекта и переработка проектно-сметной документации. Хотя во время пандемии новой коронавирусной инфекции удалось избежать заморозки объекта. Сегодня работа идет круглосуточно, на объекте задействованы 1500 человек и 300 единиц техники. Стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры к порту «Лавна» составляет порядка 36 миллиардов рублей.
Сейчас готовность объекта оценивают в 80% — такие данные прозвучали по время рабочего визита генерального директора РЖД Олега Белозерова и замминистра транспорта Российской Федерации Василия Десяткова в Мурманскую область в мае. Как сообщил заказчик, работы идут в графике.
«Завершение полного комплекса строительно-монтажных работ запланировано на конец 2024 года. Антироссийские санкции не повлияли на сроки строительства объекта, так как все материалы и оборудование, применяемые при строительстве объекта, производятся в России», — сообщили «АБН Северо-Запад» в «Ространсмодернизации».
Мост через Тулому нужен для того, чтобы по нему шли составы с углем к порту «Лавна», строительство которого перешло экватор. Первый груз для перевалки комплекс может принять уже в конце 2023 года, когда по мосту откроют рабочее движение.
В декабре 2022 года стало известно, что Мурманская область получит от федерального Правительства 37,7 миллиарда рублей на развитие Мурманского транспорта узла и, в частности, строительство железной дороги до «Лавны». Постановление о выделении денег подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.