Сложнее, чем Крымский: для строительства железнодорожного моста в Кольском Заполярье применяют передовые технологии

Мурманская область. Почти десять лет в Мурманской области длится строительство железнодорожного моста через реку Тулому в Кольском районе. Работы начали в конце августа 2014 года и должны были завершить в 2019 году, однако дважды процесс ставили на паузу. Какие трудности пришлось преодолевать и что происходит на финишной прямой, узнало «АБН-Север-Запад».

1

Фото: пресс-служба правительства Мурманской области

Строительство моста стало частью проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» и прокладки новой железнодорожной ветки от станции Выходной до порта «Лавна», где будут перегружать уголь для отправки его морским транспортом. Протяженность дороги составит 46 километров с семью мостовыми переходами, из которых переправа через Тулому будет самой большой.

«Общая длина моста с подходами составит 1350 метров, будет девять русловых опор, каждая из которых уходит на глубину от 60 до 100 метров, и 115 водопропускных труб. По технологии эвелифтинг подняли четыре пролета – два по 144 метра и два по 110 метров. Высота моста составляет до 130 метров – составы с углем пойдут поверху, а не в середине, как это часто бывает», — рассказал представитель подрядчика, заместитель генерального директора по перспективным проектам «Ямалтрансстрой» Глеб Моногаров.

Фото: пресс-служба правительства Мурманской области

Трудностей при создании конструкции было много. Например, надо было сделать искусственную дамбу, которую после разберут, чтобы река продолжила течь без препятствий.

«Похожий мост вряд ли где-то увидим, он сложнее, чем Крымский. Опоры очень тяжелые, мы думали, что они уйдут на глубину 40-60 метров, а вышло до 100», — отмечает Глеб Моногаров.

В ФКУ «Ространсмодернизация» (является государственным заказчиком строительства) на вопрос, есть ли аналоги мосту в Туломе, отвечают, что на трассе М-12 через Волгу заканчивается строительство автомобильного моста протяженностью 3,3 километра. Но все же заполярный объект уникален, и сравнить его с чем-то сложно.

«Вызовы строителям бросает сама природа. Это и особые погодные условия заполярного круга, и грунты – в регионе это, в основном, гранито-гнейсовые и скальные породы. Мост через Тулому можно назвать уникальным по двум критериям. Длина пролетов составляет более 100 метров, высота — 31 метр (это высота десятиэтажного дома). Глубина заложения фундаментов — более 15 метров. В соответствии с техническими характеристиками, строящейся мостовой переход относится к внеклассным мостам. Использовались технологии, что и при реконструкции Крымского моста, а также передовые технологии по подъему пролетного строения методом Heavy Lifting, позволяющие сократить время монтажа, что особенно важно при существующих директивных сроках. Также использовался опыт Крымского моста в части применения трубосвай с сохранением грунтового ядра, что позволяет при наличии слабых грунтов погружать их на большую глубину для получения надежного основания», — сообщили в «Ространсмодернизации».

Фото: пресс-служба правительства Мурманской области

За 10 лет строительство дважды ставили на паузу. Одной из причин стала пересборка проекта и переработка проектно-сметной документации. Хотя во время пандемии новой коронавирусной инфекции удалось избежать заморозки объекта. Сегодня работа идет круглосуточно, на объекте задействованы 1500 человек и 300 единиц техники. Стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры к порту «Лавна» составляет порядка 36 миллиардов рублей.
Сейчас готовность объекта оценивают в 80% — такие данные прозвучали по время рабочего визита генерального директора РЖД Олега Белозерова и замминистра транспорта Российской Федерации Василия Десяткова в Мурманскую область в мае. Как сообщил заказчик, работы идут в графике.

«Завершение полного комплекса строительно-монтажных работ запланировано на конец 2024 года. Антироссийские санкции не повлияли на сроки строительства объекта, так как все материалы и оборудование, применяемые при строительстве объекта, производятся в России», — сообщили «АБН Северо-Запад» в «Ространсмодернизации».

Мост через Тулому нужен для того, чтобы по нему шли составы с углем к порту «Лавна», строительство которого перешло экватор. Первый груз для перевалки комплекс может принять уже в конце 2023 года, когда по мосту откроют рабочее движение.

В декабре 2022 года стало известно, что Мурманская область получит от федерального Правительства 37,7 миллиарда рублей на развитие Мурманского транспорта узла и, в частности, строительство железной дороги до «Лавны». Постановление о выделении денег подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров