Мурманская область. Глава Минпромторга Денис Мантуров назвал ускоренное развитие и усиление транспортного коридора Севморпути и сопутствующие проекты – одной из главных задач для создания технологического суверенитета страны.
Фото: телеграм-канал Андрея Чибиса
«О потенциале этой транспортной артерии можно судить, если просто сопоставить расстояние от начальной до конечной точек. Через Севморпуть оно более чем в два раза меньше, чем через альтернативу – Суэцкий канал. Полноценное эффективное использование этого коридора будет возможно после преодоления ряда ограничений. Большое значение здесь играет промышленность — развитие кораблестроения и судоремонта. В интересах развития Северного морского пути до 2035 года планируется строительство 120 судов разного типа. В частности, это балкеры, танкеры, контейнеровозы и так далее. Все они, естественно, усиленного ледового класса», — сообщил Денис Мантуров.
По его словам, отдельная ставка делается на развитие ледокольного флота, центральной базой которого является Мурманск. На Дальнем Востоке идет строительство головного ледокола проекта 10510 «Лидер», который получил имя «Россия». Завершить работы по нему должны до конца 2027 года.
«Это будет самый мощный ледокол за всю историю судостроения – мощность на валах 120 МВт. И это наш ключ к круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов по Севморпути. Ледоколы – гордость нашей страны, ни у одной страны мира попросту нет такого флота», — отметил вице-премьер.
Помимо этого он сделал акцент на обновлении пассажирского флота и модернизации водного транспорта. Сделать это надо, перейдя на отечественные материалы и комплектующие, а также развивая кластеры, в том числе судоремонтные. Один такой хотят сделать в Мурманске, где рыбаки испытывают трудности после отказа Норвегии ремонтировать на своих верфях наши суда.
«В советские годы рыбопромысловые и краболовные суда строили не только у нас, но и за рубежом, в современной России мы хотим изменить этот подход и строить суда у нас. Конечно, мы сталкиваемся с разными проблемами. Но контекст времени диктует нам необходимость максимально русифицировать наш перспективный флот, добиваться независимости. Это запрос к производителям судового оборудования», — уточнил Денис Мантуров.
Параллельно с развитие отечественного судостроения на федеральном уровне планируют развивать портовую инфраструктуру. В Мурманской области готовят к модернизации Мурманский морской рыбный порт, в рамках проекта «Мурманский транспортный узел» строят мосты, терминал по перевалке угля «Лавна» и т.д.
«В советские годы рекорд по перевозкам установили в 1987 году — 6,5 миллиона тонн грузов. Кажется, что это немало, если не знать результат прошлого мая — 34 миллиона тонн. Цель на 2035 год — 220 миллионов тонн. Основа грузовой базы – углеводород. Поиски месторождений нефти и газа в российской Арктике начались еще в 30-е годы прошлого столетия в Баренцевом, Печорском, Карском морях. Были выявлены колоссальные ресурсы: 7 миллиардов тонн нефти и 55 триллионов кубометров газа. Долгие годы к разработке месторождений не приступали из-за недостатка технологий добычи. Проблему помог решить синтез науки и промышленности. Яркий пример – морская ледостойкая стационарная платформа гравитационного типа «Приразломная», которая работает на добыче нефти на российском арктическом шельфе в Баренцевом море в 60 километрах от берега. Ее масса — более 500 тысяч тонн. Это и судно, и искусственный остров, и сложный производственный объект размером с 17-этажный дом», — пояснил Денис Мантуров.
Отдельный вопрос – высококвалифицированные кадры. Сейчас в регионах Арктической зоны РФ остро не хватает специалистов по навигации, лоции, гидрографии, гидроакустики, радиоинженерии, IT-сфере, логистике, экологическому мониторингу, экономике,