Мурманская область. Экспедиция «Северный полюс-41» официально завершила свою работу. В порт Мурманска зашла ледостойкая платформа «Северный полюс», которая в сентябре 2022 года ушла в Арктику, возродив работу полярников в дрейфующих лагерях.
Фото: unsplash.com
10 лет она была невозможна из-за деградации льда – безопасных площадок для разбивки лагерей и установки техники не было, поля быстро разрушались, из-за чего возникал риск потери оборудования и гибели людей. Благодаря строительству научного судна полярники могут работать на борту, который вмораживается в лед, а технику ставить рядом с ним.
За 20 месяцев работы в высоких широтах был собран богатый материал по самым разным направлениям от геологии до биологии.
На обработку данных понадобится время, но уже сейчас говорят о большом их потенциале для практического применения. В первую очередь для освоения Россией Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему.
«Результаты прямых наблюдений с платформ в центральной Арктике имеют важное значение для создания прогностических моделей. Сейчас мы совершенствуем нашу систему «Север», чтобы в круглосуточном режиме ежедневно мы могли обеспечивать прогнозами по погоде и ледовой обстановке компании для навигации судов. Сейчас стоит задача обеспечить круглогодичную навигацию в восточном направлении, которой никогда не было», — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Увеличение грузопотока по Северному морскому пути было одной из поставленных президентом задач. К 2030 году в планах увеличить грузопоток до 150 млн тонн в год, с перспективой роста до 190 млн тонн при оптимистическом сценарии. Индикативные показатели по грузам к 2035 году составят 220 млн тонн в год. Из-за изменений во внешней торговли возникла необходимость наращивания навигации в восточном направлении с выходом на азиатский рынок.
При этом какая именно сейчас ледовая обстановка в высоких широтах, точно не известно, что создает риски для работы транспортных компаний. При очевидной деградации льда есть и другие изменения. Как уточняет Александр Макаров, видна тенденция уменьшения ледовых полей летом, в 2007, 2012 и 2019 годах были зафиксированы их минимальные значения, но за последние два года ситуация стабилизировалась. В море Лаптевых и Восточно-Сибирском море ученые даже наблюдали тяжелые льды, чего в последнее время не было. Это все позволяет говорить о том, что ледовая обстановка становится интереснее и сложнее.
«С началом работы ледостойкой платформы наша страна получила возможность проводить долгосрочные научные эксперименты в высоких широтах. Нашим ученым теперь доступны 50 видов исследований, их данные станут основой для понимания изменений климата, прогнозирования и, конечно, разработки мер адаптации. Они важны для обеспечения безопасности навигации по Северному морскому пути. И самое главное сейчас, что программа дрейфующих станций больше не зависит от непредсказуемости льда. Мир ждут новые большие открытия. Все ждут от нас арктических подвигов», — отметил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов.
Осенью 2024 года ледостойкая платформа «Северный полюс» выйдет в новый рейс для проведения экспедиции «Северный полюс-42».