Санкт-Петербург. Темпы строительства и ввода жилья в Санкт-Петербурге продолжают сокращаться год от года. Так, по итогам января-октября этого года в городе было сдано в эксплуатацию 2,2 млн кв. м жилой недвижимости, что на 20,8% меньше, чем годом ранее. Аналогичным образом сократилось и количество действующих разрешений на строительство жилья: с 223 до 188. Такая картина, по данным Минстроя, наблюдается в Петербурге на протяжении последних нескольких лет. Снижается и число девелоперов, которые строят многоквартирные дома в Северной столице. На начало октября их насчитывалось 110, что на 10 меньше, чем годом ранее, сообщают «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на данные Петростата.
Фото: freepik.com ©
Эксперты и участники рынка уверены: к такой ситуации привело сразу несколько факторов, связанных как с экономической ситуацией в стране, так и с особенностями градостроительной политики в самой Северной столице. Отмена основной программы льготной ипотеки, высокая ключевая ставка и связанная с ней чрезмерная финансовая нагрузка по обслуживанию заемных средств вкупе с удорожанием стройматериалов существенно повысили риски застройщиков.
Однако усугубляет ситуацию и местная градостроительная политика. Так, в городе практически не осталось свободных «пятен» под жилищную застройку. А современные тренды в строительстве задают застройщикам принципиально более высокую планку, чем 20-30 лет назад.
«Сейчас в большей степени учитываются потребности жителей и пользователей зданий, а также более строгий подход к энергоэффективности и экологичности зданий», — считает декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрей Анфиногенов.
При этом примеров удачного приспособления зданий под современные нужды в городе немало. Один из них – новый планетарий в историческом здании газгольдера, открытый после реконструкции здания в 2017 г. Сейчас это планетарий с самым большим в мире куполом и популярное городское общественное пространство. Другой пример – общественное пространство «Никольские ряды», открытое в здании XVIII века, где изначально располагался Никольский рынок.
Однако девелоперы готовы браться за реализацию подобных проектов только в том случае, если они видят их прибыльность.
«В Петербурге, безусловно, такие объекты должны быть в работе, они должны и приносить прибыль акционерам, и вписываться в образ города», — говорит управляющий партнер ГК Fizika Development Александр Кравцов.
Тем не менее, есть и здания, которые под современные нужды приспосабливать попросту экономически невыгодно. Как правило, это объекты в спальных районах советской застройки: паркинги, торговые и бизнес-центры, а также бывшие АТС, говорит соучредитель компании LOTS Development Илья Канцелярчик.
Между тем, проекты редевелопмента промышленных и устаревших объектов нередко сталкиваются со сложностями, даже если они не имеют статуса исторического памятника. Трудности для них, в первую очередь, связаны с градозащитой. Яркий пример – проект по строительству жилья на месте здания бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). Здание не является объектом культурного наследия и это неоднократно подтверждено экспертизами КГИОП, но градозащитники по-прежнему пытаются вставлять палки в колеса инвестора, переполняя суды заявками на выявление архитектурной ценности бывшего НИИ.
Архитектор Никита Явейн, глава «Студии 44», так комментирует эту ситуацию:
«Со сталинским ампиром сложно. Он берется под охрану, но как-то выдернуто, без понятных критериев. Есть ужасные дома, сделанные хозспособом с наляпанными капителями и звездочками. Есть люди, которые не отличают Росси от такого строительства, и это наша беда. Хороший пример – здание Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности на 2-м Муринском. Формально оно не историческое и его никак не защитить, к тому же брать его под охрану, когда инвестор уже приобрел его, – это не самый хороший вариант. Ты вложил деньги, а тебе говорят: «Извини, парень, мы передумали».
Однако не вызывает сомнений главное – в условиях продолжающегося сокращения объемов жилищного строительства городу важно не только перестраивать «серые» зоны, но и не вестись на поводу у градозащитников, препятствующих деятельности инвесторов. В условиях, когда некоторые здания объективно отжили свой век и разрушаются из-за простоя, важно найти этим участкам лучшее применение.
«Сотни и сотни замызганных, осевших, потрескавшихся зданий с отваливающейся штукатуркой, утраченными деталями, выбитыми окнами не трогают сердца «активистов», зорко следящих за телодвижениями инвесторов. Иной раз кажется, что основной задачей большой части «градозащитников» является реализация заклятия «Петербургу быть пусту»», — констатирует архитектор Феликс Буянов.
Такой потребительский подход лишь усугубляет проблемы жилищного строительства. Поэтому все эксперты сходятся в главном – несмотря на все трудности именно редевелопмент и освоение новых городских пространств в ближайшие десятилетия станут главными трендами развития Северной столицы. Причем обе эти тенденции должны идти параллельно. Только такой подход позволит эффективно распорядиться земельными участками и даст импульс к восстановлению приемлемых темпов городского строительства в интересах как застройщиков, так и петербуржцев, в чьем распоряжении появится новая социальная и коммерческая инфраструктура.