Недавно друзья подарили мне щенка корги. Хорошенькую, мягкую, пушистую. Скорее всего, она — флаффи, а значит — некондиция, брак (потому что длина шерсти корги строго стандартизирована). Хотя, думаю, свою маржу заводчик получил.
Я этому “дефекту” рада, потому что не нужно будет заниматься выставками, привлекать хендлеров и делать прочие вещи, в которых я ничего не понимаю, но точно знаю, что это трудозатратно и очень дорого.
При этом у моего щенка есть абсолютно определенная цель — быть милым, радовать хозяев и немного раздражать кошку. Но получается, ценность моей собаки для заводчика низкая — на выставке не покажешь, щенков не продашь. Но будь это выставочная собака, она стоила бы гораздо дороже и зарабатывала бы для меня и заводчика деньги.
То же и на рынке труда — надеюсь, такое сравнение никому не покажется обидным. Возьмем гипотетическую Машу. Маша — дорогой сотрудник, она берет себе 50% от каждой новой сделки и требует приличный оклад. Но Машина ценность определяется не только ее опытом и компетенциями: Маша лояльна и не хочет терять удобную схему мотивации. В кризис Маша не бежит под крыло большой корпорации, а остается в своей компании — ведь она привыкла к определенному уровню жизни и хочет его сохранить; при этом она понимает, что конкретно для этого нужно делать. Маша продолжает приносить в компанию деньги, чтобы часть забрать себе. Она дорого обходится компании, но целей достигает и обеспечивает хотя бы оборот.
А есть Лена, такая же гипотетическая. Лене ничего особо не надо, кроме того, чтобы ровно в 5 забрать ребенка из садика. Ленин муж достаточно зарабатывает, но пара десятков тысяч лишней точно не будет. Лена — дешевый сотрудник, она согласна на оклад в 20 тысяч и 10% от сделки. Лена звонит — продает, звонит — не продает, может звонить здесь, “здесь” обанкротится — может звонить в другом месте, где ей заплатят 20 тысяч плюс 10%. Ей все равно, сколько компания получила, потому что 10% — это приятная, но все же ерунда. Лена дешево обходится компании, тем более, что ФСС возмещает расходы на постоянное сидение Лены на больничном с ребенком. Ленина цель? А черт ее знает. Садик рядом.
Так вот, про собачек. Когда воспитывают щенка для выставки, с щенячества его учат правильно стоять, держать осанку, не бояться людей и регулярно расчесываться. Конечно, это мучительно в начале обучения, притом для обоих: щенок скулит, хозяин раздражается. Зато потом, вложившись, хозяин получает прибыль каждый год (даже в кризис), продавая щенков (которых может быть и 5, и 7 в одном помете). А если собачка, что называется, для себя — тогда и разговора нет.
Плохо только, когда бракованных щенков за породистых выдают. Когда и в садик не позже пяти, и 50% от сделки будьте любезны отдавать. Но за такое в кинологических ассоциациях дисквалифицируют от выставочной деятельности. Да и в бизнесе тоже, особенно в кризис. Но не стоит бояться вкладываться в тех, в чьей родословной вы уверены — иначе их приютит кто-то другой.
Александра Шевякова,
редактор спецпроектов ppt.ru