Валюта $65.98 €73.51 Brent$58.90

Велосипеды станут в Петербурге как маршрутки

Тариф на велопрокат будет регулировать город

Фото: gov.spb.ru

В Смольном готовят реформу системы городского велопроката. Ее операторы будут работать по контракту с городом, и город сможет регулировать тарифы. Сейчас по такой схеме строятся отношения с автобусными перевозчиками.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) опубликовал для антикоррупционной экспертизы проект постановления Правительства Петербурга, предоставляющий этому комитету новые полномочия.

Согласно документу, КРТИ «создает и обеспечивает функционирование городских пунктов велопроката в Санкт-Петербурге, а также устанавливает размер платы за пользование на платной основе такими пунктами».

Непосредственно эти функции планируется передать подведомственному учреждению КРТИ — СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» (ЦУП).

В пресс-службе комитета АБН пояснили, что документ позволит перейти на новую систему работы городского велопроката — по госконтракту. Сейчас операторы данной услуги имеют право на городскую субсидию. В этом году она еще не выплачивалась, хотя анонсировалось выделение 30 млн рублей.

По системе госконтрактов в Петербурге работает общественный транспорт. Право обслуживать маршруты разыгрывается на торгах. При этом город выставляет требования по качеству подвижного состава, регламенту транспортной работы и т. д. Город также регулирует и тарифы на проезд, при этом гарантируя перевозчикам возмещение части затрат (по одному из обсуждающихся сейчас вариантов перевозчики получат полную компенсацию, а всю выручку за проезд город заберет себе).

Аналогичным образом работает и система велопроката в Москве. ГКУ «Центр организации дорожного движения» проводит конкурс и победитель заключает контракт с городом. Город платит подрядчику за фактически оказанный населению объем услуг.

Городская сеть велопроката появилась в Москве в 2013 году. Ее запустил «Банк Москвы». Спустя год он реализовал аналогичный проект и в Петербурге. В 2016 году «Банк Москвы» вошел в состав ВТБ. На московском проекте это не отразилось, он продолжал развиваться. В Петербурге же все оборудование было передано компании «Велогород».

В итоге в Москве сейчас 430 станций велопроката и 5,5 тыс. велосипедов, включая электровелосипеды. В Петербурге — 21 станция и 105 велосипедов. В Москве дневной абонемент стоит 120 рублей. Правда, с условием, что поездки не будут превышать 30 минут с перерывами не менее 15 минут. В Петербурге дневным называют абонемент, позволяющий за 129 рублей пользоваться велосипедом всего 30 минут. Затем включается почасовая оплата.

Московский оператор велопроката АО «Ситибайк» (принадлежит ВТБ) имел в 2015 — 2017 годах годовую прибыль 218 тыс. — 98 млн рублей. Петербургский оператор ООО «Велогород» в это же время нес убытки от 15 до 35 млн рублей.

Единственный владелец «Велогорода» Алексей Линьков подтверждает, что проект не прибыльный, а скорее «социальный». Новую схему работы Смольного он приветствует.

Контракт более удобен, чем субсидия, поскольку субсидия предполагает сначала огромные затраты, а потом, возможно, выплату. Мы работаем, что называется, на свой страх и риск, — объясняет предприниматель.

Однако выход на петербургский рынок велопроката в 2020 году уже анонсировал ВТБ. По словам Алексея Линькова, его компания ведет с банком переговоры о сотрудничестве.

Мы с ними обсуждаем разные варианты, — говорит он.

Бывшая замдиректора СПб ГКУ ЦУП Дарья Табачникова, которая курировала развитие велодвижения в Петербурге до апреля этого года, говорит, что переход на контракт обсуждался уже давно. По ее мнению, эта схема будет более выгодной и для города.

Город получит возможность устанавливать свои требования, — сказала Дарья Табачникова АБН.