Валюта $63.76 €70.50 Brent$64.28
28.10.19 / 14:59 Новости / Петербург

Доля тех, кто покупает товары по акциям, выросла в пять раз

Фото: Baltphoto

Торговые сети приучили покупателей, выбирая товары, ориентироваться во многом на акции и распродажи. Доля тех, кто делает так всегда, за последние пять лет выросла в пять раз. А тех, кто не готов экономить — сократилась в два раза.

Холдинг «Ромир» опубликовал результаты исследования, характеризующего потребительское поведение жителей России. Полученные данные сравнили с итогами 2014 года, когда респонденты отвечали на аналогичные вопросы. Кроме того, «Ромир» составил прогноз на 2021 год.

Как выяснилось, за последние пять лет доля покупателей, всегда старающихся покупать товары по акциям, выросла с 3 до 17%. В еще через два года таковыми могут стать четверть всех жителей страны, считают в «Ромире».

Самая большая категория покупателей (33%) старается просто не покупать дорогие продукты и ориентируется на их дешевые аналоги. Еще пять лет назад таковых было 23%.

Наконец, более популярной стала модель так называемого запасливого потребления, когда покупатель старается как можно реже ходить в магазины, чтобы сократить свои расходы. Доля таких людей выросла с 10 до 12%.

При этом в два раза снизилась доля тех, кто не экономит на покупках и готов переплачивать за высокий уровень качества обслуживания: с 32% до 16%.

Снизилась и доля так называемых рациональных покупателей. Это те, кто перед походом в магазин составляют список необходимых покупок и стараются покупать только товары, которые им действительно нужны. Пять лет назад таких покупателей было 32%, а сейчас осталось 22%.

«Мы продолжаем наблюдать рационализацию потребительского поведения, которая идет уже не первый год. Столь обыденное явление как поход в магазин теперь требует расчета полезности покупки, поэтому россияне стали чаще обращать внимание на факторы, влияющие на конечный выбор, как например промоакции или широта ассортимента брендов. И хотя все больше наших соотечественников вынуждены экономить, вместе с этим растет и уровень потребительской грамотности», — прокомментировал президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милёхин.

В сети магазинов «Лента» подобный тренд замечают уже не первый год, соглашается руководитель службы по связям с общественностью и государственными органами «Ленты» Мария Филиппова.

«Действительно, число покупателей, которые приходят что-то купить исключительно по акции, возрастает», — говорит она.

Как и другие компании, «Лента» пытается уйти от «чистых» промо-акций в сторону более таргетированных предложений.

«Мы больше смотрим в сторону персонализации предложений. Это не чистое ценовое промо, когда мы делаем просто скидку с продукта, а именно предложение покупателю того, что он постоянно выбирает и любит — например, аналогичных товаров в категориях, новинок каких-то в категориях, которые конкретный покупатель предпочитает», — говорит Мария Филиппова.

Профессор Высшей школы экономики в Петербурге Андрей Заостровцев связывает стремление к экономии с падением реальных доходов россиян.

«У нас реальные доходы практически не растут, а то и падают, несмотря на все ухищрения Росстата… Естественно, это ведет к изменению потребительского поведения, к стремлению к экономии», — говорит он.

Впрочем, по его словам, есть и еще одна причина, вызванная глобальным трендом.

«Сейчас по крайней мере в западных странах появляется новая мода отказа от потребления. Люди не покупают по пять курток, по пять пар обуви и т. д. Люди перестают реагировать на моду. У значительной части молодежи это понятие вообще отсутствует. Происходит по всей видимости слом модели, которая родилась в 50-е годы прошлого века на волне послевоенного роста и изобилия», — говорит Андрей Заостровцев.