Масштабными убытками завершился, пожалуй, самый неоднозначный год в истории петербургского «Метростроя». Если в 2018 году компания генерировала пусть небольшую, но все же прибыль, то по итогам 2019 году она показала убыток больше 5 миллиарда рублей.
Проблемы ключевого подрядчика петербургской подземки начались с января прошлого года. Смольный через суд потребовал 2,88 млрд рублей с «Метростроя», ответственного за строительство «Новокрестовской» и «Беговой».
Причиной иска стало частичное отсутствие исполнительной документации, а также несоответствие предъявленных объемов работ фактически выполненным. Уже к концу года проблемы компании превратились в уголовное дело для генерального директора «Метростроя» Николая Александрова. Он был задержан в декабре 2019 года.
По версии следствия, Александров вместе с директором УПТК филиала «Метростроя» Олегом Кузьменко и гендиректором ООО «Безопасные технологии и разработки» (БТР) Анатолием Болотовым занимался хищением средств при строительстве Фрунзенского радиуса.
Правоохранители считают, что при строительстве пятой линии метро от станции «Международная» до станции «Шушары» между ООО БТР и «Метростроем» был заключен фиктивный контракт на поставку строительных материалов на 178 млн рублей. Материалы так и не были поставлены.
Впоследствии в деле Александрова появился еще один эпизод растраты. Он касается поставки кабельной продукции для того же Фрунзенского радиуса на 153 млн рублей. Как полагают следователи, схема использовалась та же – ее участники заключили фиктивный договор на поставки, кабели не получили, а сумму поделили между собой. Стоит отметить, что обвиняемый вину не признал и отказался давать показания.
Уже в декабре руководство «Метростроя» изменилось. На внеочередном заседании совета директоров компании гендиректором выбрали экс-главу комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергея Харлашкина. Первым делом он должен был в сжатые сроки помочь компании уйти от банкротства и найти средства на выплату долгов по зарплате.
Только по зарплате задолженность к тому моменту оценивалась в сотни миллионов рублей. Дополнительной ношей остаются и долги перед контрагентами. Многие из них предпочли взыскивать задолженность через суд, не дожидаясь действий со стороны «Метростроя».
Здесь можно выделить иск ЗАО «Тоннельный отряд-3» о взыскании с метростроительной компании 41 миллиона рублей. Как сообщало АБН, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти удовлетворил его в полном объеме.
Будущее «Метростроя» не видится безоблачным еще и по причине того, что в феврале в отношении компании введена процедура наблюдения. В самой компании проблемы здесь не видят. По их заявлению, процедура наблюдения «позволит соблюсти права кредиторов и обеспечить возможность строительства метрополитена».
«Метрострой» под управлением Сергея Харлашкина пообещал, находясь под наблюдением, вовремя рассчитываться с субподрядчиками и привести в норму ситуацию с выплатой зарплаты рабочим. Судя по всему сделать это без убытков для компании никак нельзя.
В пересмотренном отчете о финансовых результатах за 2019 год выручка «Метростроя» сократилась в 3 раза – с 25,2 до 8,8 млрд рублей. Чистая прибыль при этом упала еще значительнее. В 2018 году метростроительная компания по бумагам смогла заработать 16 млн рублей. Спустя год «Метрострой» сгенерировал убыток в 5 млрд рублей.
Говорить о перспективах ключевого подрядчика петербургского метро на 2020 год крайне сложно. На фоне эпидемии коронавируса в Смольном уже сняли часть финансирования с программы строительства городского метрополитена.
После поправок в бюджет Петербурга на метростроение выделят на 4,8 млрд рублей меньше, чем планировалось раньше. Сокращение объемов финансирования в той или иной степени коснулось всех строящихся веток подземки. Вполне вероятно, что «Метрострой» вынужден будет приостановить некоторые работы или даже законсервировать объекты, что сулит компании новые убытки.