Без запчастей: сроки гарантийного ремонта авто просят пересмотреть

Российские бизнес-объединения обратились в профильные ведомства с просьбой увеличить сроки гарантийного ремонта до 90 дней, сейчас, согласно закону, его необходимо выполнять за 45 дней. Однако даже увеличение срока до 120 дней не спасет автодилеров из-за сложной ситуации с поставками. Поэтому соблюдение срока гарантийного ремонта предлагается временно отменить до стабилизации цепочек поставок комплектующих.

Просьба бизнеса продлить срок осуществления гарантийного ремонта обусловлена сложностью ситуации со сломанными логистическими цепочками, заявил председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей (АПП) Сергей Федоров.

«По моему опыту, ремонт машин в центрах гарантийного обслуживания занимал несколько часов, – говорит эксперт. – это связано в том числе с классом обслуживания. Сегодня дилер, когда к нему предъявят требования по срокам ремонта, будет обязан их выполнять. Военного положения или чрезвычайной ситуации, несмотря ни на что, у нас не объявляли, поэтому компании по-прежнему соблюдают взятые на себя договорные обязательства». 

При этом выполнить обязательства порой невозможно по объективным причинам, отметил собеседник АБН. Поэтому профильные ведомства могут пойти на внесение в закон изменений, которые бы временно увеличили сроки ремонта по гарантии. Глава АПП всецело поддержал внесенное бизнес-объединениями предложение к правительству.

«Сейчас необходимо любыми способами поддерживать бизнес, который оказался в сложной ситуации по независящим от него причинам. В том числе, это относится к российскому рынку автодилеров и помощи его игрокам со стороны правительства», – подчеркнул Сергей Федоров. 

Проблема с ремонтом машин по гарантии стоит крайне остро, констатировал автоэксперт Вячеслав Жигалов. Подавляющее большинство импортеров остановили поставки запчастей в марте. Минпромторг классифицирует данные явления по формальным критериям: если поставщик не заявил об уходе из России, значит он продолжает работать в обычном режиме. Однако официально об уходе заявило незначительное число компаний, в их числе Renault. Более значительная доля импортеров же только приостановили работу.

Фото: «Аларм-Моторс»

«Работают только китайские бренды и часть корейских. С остальными брендами сложилась непростая ситуация, хотя они не заявляли об уходе, – добавил аналитик. – Естественно, в этой ситуации дилер находится в заложниках у закона о защите прав потребителей». 

По закону, срок гарантийного ремонта, отсчитывается с момента подачи клиентом заявления, при этом сегодня неизвестно, сколько времени может занять ремонт, подчеркнул эксперт. Поэтому даже увеличение срока даже не до 90 дней, а до 120 кардинально не изменит ситуацию, считает Вячеслав Жигалов, а лишь снизит остроту ситуации. 

«Минпромторг много лет уклонялся от внесения изменения в закон в данном вопросе, когда получал обращения, целью которых было создание равновесия, тогда как перевес находился на стороне потребителя. Поэтому ключевым ведомством с текущей ситуации стал Роспотребнадзор», – сообщил автоэксперт, выразив сомнение, что теперь просьбы бизнеса будут услышаны. 

По мнению Вячеслава Жигалова, разрешить ситуацию необходимо, освободить дилеров от ответственности за неисполнение закона о защите прав потребителей, когда поставки запчастей фактически не осуществляются по вине производителя. 

Mercedes Benz прекратил отгрузки с московского склада с полным объемом запчастей, начиная с конца февраля 2022 года, сообщил спикер. Фактически дилерам неоткуда получить необходимые для ремонта детали. При этом Mercedes не заявлял об уходе из России, хотя действия компании говорят об обратном. 

«Дилеры не являются импортерами, и санкции не влияют на них напрямую, – отметил эксперт. – они покупают запчасти у дистрибьютора, который является российским юрлицом. И ответственность дилера перед потребителями никак не классифицируется в связи с создавшимися форс-мажорными условиями».

Фото: pexels

Любой предприниматель дорожит каждым клиентам, подчеркнул Вячеслав Жигалов, и автодилеры никогда не зарабатывали на гарантийном ремонте. Однако услуги такого рода позволяли формировать и сохранять отношения с клиентами, а также поддерживать загрузку сервисных мощностей, сохранять рабочие места. Поэтому бизнес заинтересован в продолжении предоставления подобных услуг, но не может их представлять в силу отсутствия физической возможности. 

Большинство производителей при этом стараются участвовать в регулировании налаживания логистики и компенсации расходов дилеров на приобретение аналогов деталей у неофициальных поставщиков, отметил автоэксперт. Например, дилер покупает оригинальную запчасть, производитель не имеет формального права компенсировать затраты под видом гарантийного ремонта. В итоге компенсации выплачиваются по другим статьям, например, на маркетинг. Подобные действия основаны только на доброй воле производителей, и насколько ее хватит, остается неизвестным.

Автор: Екатерина Сударева

Новости партнеров