На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск», расположенном на границе между Россией и Китаем, введение электронной системы очередей привело к значительному уменьшению времени ожидания для грузовых автомобилей. За шесть месяцев работы системы транспортные потоки были оптимизированы настолько, что традиционные задержки практически исчезли.

Фото: Kandinsky 3.1
Электронная система очереди стала первым и крайне важным шагом в цифровизации процедур пересечения границы между Россией и Китаем. Благодаря нововведениям, которые позволили значительно сократить время ожидания и улучшить пропускную способность пункта, «Забайкальск» был выбран в качестве пилотного проекта для внедрения подобных технологий на других границах Российской Федерации.
В рамках мониторинга результатов внедрения и дальнейшего планирования
расширения проекта, министр транспорта РФ Виталий Савельев решил лично посетить «Забайкальск». Этот визит подчеркнул стратегическую важность и успешность проекта, став примером активной поддержки государства в реализации инновационных решений в сфере транспортной инфраструктуры. Прибытие министра также послужило мощным сигналом для всех участников рынка о том, что правительство серьезно настроено на продолжение технологической модернизации погранпереходов.
В ходе своего визита министр ознакомился с работой пункта, обсудил с операторами и таможенными службами первые результаты и возможные направления для дальнейшего улучшения системы. Виталий Савельев высоко оценил, как быстро система смогла решить проблему длительных очередей, которая долгие годы была серьезной головной болью для грузоперевозчиков и логистических компаний, сообщает ТАСС.
Глава Минтранса России также подчеркнул, что благодаря введению электронной очереди удалось не только оптимизировать загруженность пункта пропуска, но и существенно улучшить общие условия труда и безопасности для водителей, так как теперь они могут точно планировать время пересечения границы, минимизируя ненужные ожидания.
Решение, давшее старт новой системе
Начало работы электронной системы было положено в ответ на выросшие из-за международных санкций проблемы с логистикой. Санкции, наложенные на Россию, вызвали серьезные нарушения в цепочках поставок, что привело к увеличению времени ожидания грузов на границах. В результате была разработана и введена система, позволяющая заранее регистрировать транспортные средства для пересечения границы, что существенно сократило простои и повысило пропускную способность пункта.
Электронная система позволила перейти от неорганизованных очередей к строго регламентированному времени пересечения границы каждым транспортным средством. Это обеспечило равномерное распределение нагрузки на пункт пропуска и улучшило координацию между различными службами, задействованными в процессе перевозок. Система, включающая в себя функции бронирования времени, мониторинга очередей и информирования участников перевозок, стала краеугольным камнем в оптимизации работы пограничного контроля.
Эффективность подтверждена цифрами и фактами
Внедрение электронной системы оказало огромное влияние на пропускную способность пункта: если до ее запуска через пункт пропуска ежедневно проходило около 220 грузовиков, то после — до 450. За время работы системы через пункт пропустили более 141 тысячи грузовиков и 500 тысяч человек, что на 30% превышает показатели предыдущего года. Такие результаты демонстрируют не только улучшенную логистику, но и повышенное доверие участников транспортных перевозок к работе пограничных служб.
Установленные на пункте пропуска портальные инспекционно-досмотровые комплексы значительно ускорили процесс проверки транспортных средств. Эти устройства способны сканировать грузовики в режиме реального времени, минимизируя необходимость остановки и выхода водителей из кабины. Это улучшение не только сократило время на досмотр, но и повысило уровень безопасности за счет детального контроля грузов без физического вмешательства.
Планы на будущее: расширение и модернизация
Реконструкция пункта пропуска «Забайкальск» уже запланирована и должна начаться в ближайшие годы. В рамках этого проекта предусмотрено строительство новых дорожных полос, модернизация таможенных и административных зданий, а также дополнительное внедрение технологических решений для ускорения обработки документации. По завершении реконструкции ожидается, что ежедневная пропускная способность увеличится до 2,4 тысячи транспортных средств.
Игорь Моржаретто, эксперт по транспорту, выразил оптимизм относительно российской стороны границы, однако подчеркнул, что факторы на стороне соседних стран могут ограничить положительные результаты. Он указал на возможные различия в законодательстве и подходах к контролю, которые могут влиять на скорость обработки на границах, делают важным дальнейшее совершенствование международных процедур и согласование норм.
Инновации как ключ к успеху
Интеграция новых технологий в работу погранперехода «Забайкальск» является ярким примером того, как инновации могут кардинально изменить и улучшить процессы на государственной границе. Этот пункт пропуска, оборудованный последними технологическими разработками, включая системы электронной очереди и современные сканирующие устройства, демонстрирует, как технологическое обновление может ускорить процедуры проверки, сделать их более прозрачными и уменьшить человеческий фактор, что снижает возможности для коррупционных злоупотреблений. Эффективность таких нововведений не только повышает скорость обслуживания транспортных потоков, но и вносит значительный вклад в безопасность государственных границ, что крайне важно в условиях современных геополитических вызовов.
Кроме того, улучшение работы погранперехода способствует росту международной торговли, поскольку сокращение времени на границе напрямую влияет на снижение затрат логистики и увеличение объемов обмена товарами. Положительный опыт «Забайкальска» вдохновляет на расширение применения подобных технологий и на других погранпунктах, например, в Челябинской и Калининградской областях, где системы управления погранпереходами также работают. Хотя там и используются другие подходы к организации проверок и нет отдельных дорог для подъезда к погранпостам, установка современного оборудования и внедрение цифровых технологий могут значительно улучшить и оптимизировать процессы, увеличивая общую пропускную способность и обеспечивая более высокий уровень безопасности.