С июля следующего года россияне смогут подтверждать личность при сделках с недвижимостью по биометрии – удобно, безопасно и быстро. Готовы ли россияне доверить свои данные цифровым сервисам, АБН24 рассказал эксперт по недвижимости Роман Крылов.

Фото: unsplash
С 1 июля 2026 года граждане России смогут использовать биометрические данные при совершении дистанционных сделок с недвижимостью. На практике идентификация по биометрии уже давно применяется.
«Сейчас, например, сделки через сервис «Госключ» требуют подтверждения личности либо с помощью биометрического загранпаспорта, либо при личном визите в Сбербанк, поскольку «Госключ» – это его разработка. Есть и другие платформы, например «Сиган», где биометрия пока не обязательна. Таким образом, нововведение скорее закрепляет уже существующую практику и делает ее доступной на законодательном уровне», — пояснил спикер.
Появление биометрии в сфере недвижимости можно рассматривать как положительный шаг. Во-первых, это дополнительная защита от мошенников и так называемых «черных риэлторов». Во-вторых, это удобно: не нужно тратить время на походы к нотариусу или в банк, когда достаточно пройти удаленную идентификацию.
«Конечно, находятся скептики, которые считают, что сбор биометрии – это способ тотального контроля. Но, по сути, данные о нас и так давно собираются: мы пользуемся банковскими картами, смартфонами. Поэтому говорить о какой-то принципиально новой «слежке» здесь не приходится. При этом вряд ли стоит ожидать, что внедрение биометрии приведет к полному отказу от услуг нотариусов. Их роль в системе слишком велика, множество других юридически значимых документов по-прежнему будут требовать личного удостоверения и специальных знаний. Кроме того, стать нотариусом сложнее, чем судьей, и сама профессия имеет устойчивый статус. Скорее всего, им просто добавят новые функции по подтверждению личности или контролю за законностью сделок», — заключил Крылов.
Использование биометрии в сделках с недвижимостью – логичное развитие цифровизации, которое повышает удобство и безопасность, но не отменяет традиционных институтов вроде нотариата. Это не революция, а скорее закономерный шаг вперед, который отражает уже сложившуюся практику.