Правительству РФ предложили ввести мораторий на штрафы для мусоровозов, перевозящих твердые коммунальные отходы, сроком на 3 года. Минтранс категорически против, но есть риск банкротства регоператоров.
Фото: сгенерировано нейросетью
Законопроект о внесении изменений в федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности размещен в системе ГАС «Законотворчество». В числе инициаторов – сенаторы Андрей Яцкин, Александр Двойных, Егор Борисов, Татьяна Сахарова, а также депутаты Государственной Думы РФ во главе с председателем комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрием Кобылкиным.
По действующему законодательству, максимальная допустимая нагрузка на ось транспортного средства устанавливается в зависимости от категории дорог: до 6, 10 или 11,5 разрешенных тонн. Допустимое отклонение – 10%. Если больше – положен штраф, который направляется в казну в виде платы «в счет возмещения вреда», причиняемого автомобильным дорогам общего пользования.
Как уже рассказывал АБН24, Минтрас РФ (отвечает за состояние дорог) и Минприроды РФ (отвечает за экологии и, в том числе, за работу с отходами) уже не первый год спорят о том, почему это региональные операторы должны платить штрафы за превышение допустимой нагрузки на ось мусоровоза. По мнению Минтранса, потому что правила едины для всех, по мнению Минприроды – для отрасли обращения с отходами должны быть исключения.
В качестве решения транспортное ведомство предлагает закупить новые мусоровозы меньшей массы и меньшей вместимости, природоохранное министерство – просто вывести регоператоров из «штрафной зоны».
По данным Минтранса РФ, в настоящее время в стране действуют 450 автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Из них 230 имеют функцию актировать правонарушения, связанные с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Ущерб, наносимый транспортированием ТКО национальным автодорогам, по мнению ведомства, ежегодно составляет более 400 млрд рублей.
В то же время штрафы за превышение разрешенной массы автомобиля предусмотрены в сумме от 250 до 400 тыс. рублей. Выставленные таких счетов «автоматом» операторам по вывозу бытового мусора может привести к риску приостановки деятельности региональных операторов и их подрядчиков, считают в Минприроды РФ.
В сентябре этого года спор вышел за рамки парламентской дискуссии. Дмитрий Кобылкин констатировал, что «проблема подошла к острой и нерешаемой фазе» и запросил вмешательства Правительства РФ.
В настоящее время инициатива сформирована. Парламентарии придумали компромиссное решение и просят попросту установить временный 3-летний мораторий на начисление штрафов в отношении специальных транспортных средств, осуществляющих транспортирование твердых коммунальных отходов.
По мнению разработчиков законопроекта, соблюсти предписанные законом нормы у перевозчиков мусора нет никакой возможности.
Во-первых, «при погрузке ТКО морфологический состав отходов (строительные отходы, ветки, отходы от жилищ и т.д.) и конструкция мусоровоза (наличие прессующей установки) не позволяют распределить перевозимый груз по шасси автомобиля в нужных пропорциях». Зачем перевозить строительные отходы в пресс-компакторе и почему, по замыслу разработчиков, эти отходы отнесены к классификации ТКО, не поясняется.
Во-вторых, уменьшение объема перевозимых отходов, а также приобретение специализированной техники меньшего объема повлечет за собой существенное увеличение издержек операторов. И далее по цепочке все упрется в тариф для населения, которые вырастет в несколько раз.
Логика понятна: если мусоровоз использовать на полную нельзя из-за рисков штрафов, придется потратиться на дополнительные машины с загрузкой поменьше и возить подальше (например, по другим дорогам, минуя «рамки» Минтранса). Эффективность, конечно, ниже, но национальные дороги сохраннее.
По оценке Минприроды и ППК «РЭО», для того, чтобы заменить все, работающие в стране двуосные мусоровозы, необходимо порядка 120 млрд рублей единоразово или 40 млрд рублей ежегодно в случае использования механизмов лизинга.
В пояснительной записке к законопроекту содержится ссылка на исследование профильного комитета Госдумы РФ, проведенное летом этого года в Новгородской, Архангельской, Ленинградской, Томской, Курской, Оренбургской областях и в Башкирии. Анализ данных о 242 мусоровозах, «принятых» на АПВГК, показал, что превышение допустимой нагрузке на ось зафиксировано в 70% случаев.
Для решения проблемы (но, скорее, для фиксации статус-кво) законопроектом предлагается «ввести временный 3-летний мораторий (до 1 января 2028 года) на действия Закона № 257-ФЗ в отношении специальных транспортных средств, осуществляющих транспортирование ТКО».
«Предлагаемая концепция была поддержана на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Патрушева и легла в основу разработанного законопроекта», — рассказал Дмитрий Кобылкин в своем телеграмм-канале.
О том, какова позиция Минтранса, пока неизвестно. Однако, понятно, что предложенное депутатами решение, безусловно, своевременное, но, по большому счету, промежуточное. Даже в случае положительного решения вопроса по предложенной инициативе, через три года к вопросу будут вынуждены вернуться.