Куда исчезают шедевры: история ограблений Лувра от Наполеона до наших дней

История ограблений Лувра — это не просто хроника преступлений, а своеобразное зеркало, в котором отражаются большая политика, человеческая одержимость и сама эволюция представлений о ценности искусства, рассказала в беседе с АБН24 искусствовед Влада Шестакова.

Фото: pxhere.com

Пожалуй, самое грандиозное и, если можно так выразиться, «успешное» ограбление Лувра не было ограблением в привычном смысле этого слова. Оно произошло на заре XIX века и носило официальный характер, санкционированный самим завоевателем. Речь, конечно, о Наполеоне Бонапарте. Его военные кампании по всей Европе и Египту были, помимо прочего, и масштабнейшими арт-рейдами. Сотни, если не тысячи, шедевров из Италии, Фландрии, Германии и других стран свозились в Париж как военные трофеи, дабы наполнить Лувр, который Наполеон переименовал в Музей Наполеона, и сделать его величайшей сокровищницей мира, символом мощи Империи. Это был акт систематического, тотального присвоения целых пластов культурного наследия континента. После его падения союзники проделали титаническую работу по реституции, и многие шедевры, включая знаменитых коней c собора Святого Марка в Венеции, покинули стены музея. Это «ограбление наоборот» стало, вероятно, самым масштабным перемещением художественных ценностей в истории Лувра.

Что же до классических краж, то здесь царит один беспрецедентный случай, затмевающий все остальные — похищение «Моны Лизы» Леонардо да Винчи в 1911 году. Это история, больше похожая на абсурдистский роман. Картину украл итальянец, Винченцо Перуджа, простой рабочий, занимавшийся в музее изготовлением защитных стеклянных коробов. Воспользовавшись царившей в музее неразберихой, он в понедельник, когда Лувр был закрыт для посетителей, просто снял «Джоконду» со стены, вынул из рамы и, спрятав под блузой, вышел через служебный вход.

Исчезновение шедевра обнаружили лишь на следующий день. Начался невообразимый скандал. Под подозрением побывали даже поэт Гийом Аполлинер и Пабло Пикассо. А картина тем временем два года пролежала в чемодане Перуджи в его парижской квартире. Мотивы его до сих пор вызывают споры: то ли им двигал примитивный расчет, то ли пламенный патриотизм — он считал, что Наполеон похитил «Джоконду» у Италии, и он, Перуджа, просто возвращает ее на родину. В конце концов, он попытался продать шедевр директору галереи Уффици во Флоренции, где его и арестовали.

«Мона Лиза» триумфально проехала по городам Италии, а затем вернулась в Париж, став в результате этой истории не просто знаменитой картиной, а иконой поп-культуры, самым известным произведением искусства в мире. Эта кража наглядно продемонстрировала как вопиющую уязвимость музея, так и рождение феномена «сверхценности» артефакта, чья слава многократно умножается подобными событиями.

XX век продолжил эту трагикомическую традицию. В 1932 году группа авантюристов, вдохновленная, по слухам, сюрреалистами и их идеей низвержения привычного порядка, провернула дерзкую кражу. Среди похищенных работ были «Портрет графини де Карнуа» Энгра и «Святой Себастьян» Мантеньи. Последний был найден в мусорном бачке у одного из парижских вокзалов. Грабители, видимо, разочарованные невозможностью быстро сбыть такие узнаваемые вещи, просто избавились от них. Многие похищенные произведения практически невозможно продать.

Более изощренное ограбление произошло в 1976 году. Вор, чье имя не сохранилось в анналах, проник в зал и вырезал из рамы огромное полотно Жака-Луи Давида «Коронация Наполеона». Он действовал не в одиночку: сообщник отвлекал охрану. Однако сбыть такую махину тоже оказалось невозможно. Через несколько дней картина была обнаружена невредимой в одном из парижских подвалов. Этот случай заставил администрацию Лувра в корне пересмотреть систему безопасности, но, как показало будущее, не до конца.

В мае 1998 года произошло одно из самых загадочных и профессиональных ограблений. Неизвестный грабитель, прекрасно знакомый с системой безопасности и расписанием дежурств, проник в музей через служебный вход, предварительно выломав решетку окна. Он целенаправленно прошел в зал французской живописи и похитил всего одну работу — «Портрет женщины» кисты Жана-Батиста-Камиля Коро. Это картина была не самой известной, но она обладала огромной художественной ценностью. Грабитель скрылся так же бесшумно, как и появился. Картину так и не нашли, и есть серьезные подозрения, что она была украдена «под заказ» для какого-то частного коллекционера, чья маниакальная страсть к Коро затмила все моральные и правовые нормы.

По одной из версий, ограбление Лувра 19 октября 2025 года тоже было совершено по заказу. Возможно так же, что грабители будут продавать украденные драгоценности по частям, однако вряд ли какая-то галерея возьмется за реализацию этих предметов.

Автор: Анжела Гасанова

Новости партнеров