Известный телеведущий и основатель ресторанной группы «Пробка» Арам Мнацаканов, который 9 декабря встретился с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым и обсудил с ним возможность смягчения ограничительных мер в городе, в интервью АБН рассказал об итогах встречи и реакции на нее среди других бизнесменов.
АБН: Как отреагировали другие рестораторы на ваш визит? Были ли звонки от недовольных?
Арам Мнацаканов: Нет, не было никаких звонков от недовольных коллег. В основном реакция была положительной — говорили, что кто-то из вменяемых людей наконец-то дошел до губернатора физически и прояснил ряд позиций, которые волновали все сообщество.
АБН: Пока вы были у губернатора, по ряду каналов вовсю шли онлайн-трансляции с участниками так называемого «ресторанного сопротивления». Это рестораторы, которые работают, несмотря на введенные ограничения. Вы верите в то, что они вас поймут?
Арам Мнацаканов: Я привык отвечать только за себя. Я считаю, что решения нужно находить в диалоге. Участники группы сопротивления, мне кажется, даже и близко не понимают, что значит управлять городом в период пандемии. Если они говорят о том, что у них загибается их бар по той причине, что они не так им управляют, то я представляю, что было бы, если бы они управляли бы городом. Их уровень компетенции понятен. Заниматься истериками очень просто, а заниматься тем, что в такой очень сложный период просвещать горожан о том, насколько это действительно опасно, и нужно соблюдать нормы и социальную дистанцию — это совершенно другое. Я понимаю, что у них отчаянное положение.
Но вы представляете себе бизнес, который умрет в том случае, если он 14 дней не работает? Что это вообще за бизнес, мне интересно? Как-то очень странно устроить истерику из-за понятного мотива руководства города. Санкт-Петербург является самым привлекательным туристическим городом. И в силу того, что сейчас все границы закрыты, власти понимают, какие массы людей хлынут в Петербург. И ситуация в городе, когда остался очень небольшой процент свободных коек, может стать катастрофической из-за этой нахлынувшей огромной группы россиян. Поэтому это вынужденная мера — люди, когда будут принимать решение о поездке в Петербург, будут понимать, что рестораны там закрыты, и делать в городе нечего.
На весах стоят очень серьезные вопросы. И мы предложили ресторанам программу «Пять шагов», чтобы сделать ресторан «антиковидным». Мы прописали там меры еще более жесткие, чем даже Роспотребнадзор предлагает. Мы считаем, что мы должны быть зоной действительно безопасного нахождения для гостей. Мы объяснили властям, что люди все равно будут праздновать. И если они не пойдут в ресторан, то запрутся в квартирах большими компаниями, и у властей будет еще больше заболевших. Мне кажется, что надо проявить ответственность в этот момент. А говорить о том, что «плевать мы хотели на ограничения» — это неправильная позиция. Я представляю, если бы их ребенок им такое сказал. Думаю, любой родитель сделает выводы из такого заявления ребенка.
Я сейчас смотрю на то, что происходит в Европе, и представляю, если бы в Европе кто-то так сказал: «мы плевать хотели, мы будем работать». Их забили бы, как гвоздь, по самую шляпку в пол — и все. Да, там можно было протестовать, делать какой-то флешмоб. Но если бы в Италии, например, после решения о запрете какие-то рестораны сказали, что они будут работать, то там была бы армия. Я за более разумный и взвешенный подход к вопросу.
АБН: Какие конкретные меры поддержки были озвучены на встрече?
Арам Мнацаканов: Меры поддержки только предполагаются. Общие меры поддержки и так есть, об этом все знают. А сейчас, например, есть идея придумать ваучеры, которые город купил бы и раздал части населения. А она, в свою очередь, могла бы сходить в ресторан после того, как ограничения снимут. Так власти помогут ресторанам с посетителями после пандемии. У них будут бесплатные ваучеры, которые оплатил город. Эта мера сейчас прорабатывается.
АБН: Во сколько обходится день простоя ваших заведений?
Арам Мнацаканов: Я не буду гадать, это для разных заведений по-разному. Но это существенные суммы.
АБН: На встрече говорили о возможной работе на улице, вы успеете подготовиться к такому формату на новогодние праздники?
Арам Мнацаканов: Вы долго сейчас сможете находиться на улице в Санкт-Петербурге, при этом кушая? Если речь идет о пирожках и глинтвейне, то это можно сделать. Но если заказать в ресторане еду и выйти на улицу, то это будет странно. Такой вариант тем ресторанам, о которых идет речь, не сильно поможет. Другое дело, что люди действительно должны находиться побольше на улице, и для этого в том числе и мы должны придумывать какие-то шаги. Это профилактика, потому что у нас влажный воздух, который спасает людей.