Судовладельцы маломерных судов закончили навигацию без причалов

В Петербурге официально закрыли сезон навигации, хотя многие судовладельцы убрали суда на зимовку почти на месяц раньше, чтобы сэкономить на аренде городских причалов. Представители индустрии рассказали АБН, улучшилась ли ситуация на рынке внутригородских перевозок на второй год пандемии, и сообщили о серьезных проблемах в отрасли, не связанных с коронавирусом.

По данным государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Санкт-Петербургу количество зарегистрированных маломерных судов в городе достигло 46 тыс. единиц. В сезон, который длится с мая по октябрь они успевают совершить более миллиона поездок. Навигация и разводка мостов, расположенных на Неве, Большой и Малой Неве, в этом году продолжалась до 30 ноября.

Остались без причалов

«Эта навигация получилась не совсем стандартной, июнь был насыщенный, июль поутих, а август и вовсе просел, видимо, это зависело от открытия заграничных курортов, иностранцы так и не появились. Так что отработали процентов на 60 от допондемийных времен, — говорит Дмитрий Санг, основатель одной из старейших судоходных компаний Петербурга «Самсон».

Однако в этом году над отраслью нависла угроза, говорит судовладелец. «ФАС отказался продлевать наши и без того короткие трехлетние договора аренды набережных, в результате, те, которые уже закончились, сейчас в судах, а для тех, которые закончатся, отсутствует механизм пролонгации, таким образом Ассоциация сейчас в панике, а компании-судовладельцы остаются без причалов», — рассказал судовладелец.

Ни одна компания не ушла

Председатель Совета Ассоциации владельцев маломерных судов Петербурга Александр Камелин объяснил АБН, что фактически навигация закончилась не в ноябре, а в конце октября, такое решение ежегодно принимает сообщество судовладельцев, чтобы не оплачивать аренду причалов при низком потоке туристов. По словам эксперта, сезон 2021 года стал проще в плане выработки алгоритмов действий на фоне введенных коронавирусных ограничений, в 2020 году ясности в этом вопросе не было вовсе.

«Иностранные туристы до пандемии составляли 40% от общего потока пассажиров, их отсутствие, разумеется сильно сказалось на петербургских судовладельцах, — отметил эксперт. — Зато активизировался внутренний туризм. Но по сравнению с сезоном 2019 года, спад оборота составил 20%”.

При этом, по словам Александра Камелина, при всем при том можно говорить о стабилизации рынка. Кроме того ни одна судоходная компания, занимающаяся пассажироперевозками, в Петербурге не закрылась, многие предприниматели воспользовались мерами господдержки для МСП.

«И если в прошлом году многие компании опоздали с подачей заявок на получение МРОТ на каждого сотрудника, в этот раз большее число предпринимателей стали участниками программы и сумели сохранить в штате профессиональных капитанов и других членов команды», — подчеркнул он.

Александр Камелин согласен с Дмитрием Сангом в том, что не менее существенной по сравнению с падением турпотока для судовладельцев является проблема с конкурсной системой, действующей для аренды причалов. По мнению эксперта, система давно устарела, нуждается в срочном обновлении, нынешнее ее состояние отнимает массу времени у предпринимателей, а также приводит к присутствию коррупционной составляющей.

До показателей 2019 года далеко

По данным комитета по развитию туризма Петербурга, число иностранных туристов в 2021 году снизилось в восемь раз по сравнению с допандемийным 2019 годом. За первые шесть месяцев 2021 года город посетили 184 тыс. иностранцев. Количество туристов из других стран составило 7% от общего турпотока в Петербург. Всего в городе побывало 2,6 млн туристов.

По итогам 2020 года пассажиропоток на маршрутах водного транспорта в Санкт-Петербурге составил порядка 1,145 млн человек, что ниже показателя 2019 года примерно на 56%, по данным СПб ГКУ “ «Агентство внешнего транспорта». На запрос АБН в комитет по транспорту по статистике за сезон 2021 года в пресс-службе ответили, что в данный момент проводится опрос судовладельцев.

В Петербурге работает несколько десятков судоходных компаний, среди них «Аста Марин», «Нева Тревел Компани», «Самсон», «Алые Паруса Санкт-Петербург», «Смольнинское пароходство», «Нептун», «Корвет», «Энигма» и другие.

Также, по данным пресс-службы комитета по транспорту, по внутренним водным путям в Санкт-Петербург в течение сезона навигации прибыло 345 судов с 59 547 пассажирами на борту. В морские порты пассажирские суда не заходили. На причалах Речного вокзала было обслужено 35,4 тыс. пассажиров (прибывших и убывших).  В минувшем сезоне в городе работали 19 городских причалов общего пользования. За время навигации к ним выполнено 30 163 подходов и 506 стоянок (в 2020 показатель едва превысил 12,6 тыс. подходов и 205 стоянок).

По предварительной информации, предоставленной членами Ассоциации владельцев пассажирских судов, количество пассажиров, перевезенных за период навигации 2021 года скоростными судами (маршруты на Петергоф и Кронштадт) составило около 700 тыс. чел. Более подробная статистическая информация по пассажиропотоку на реках и каналах города появится после подведения итогов навигации судоходными компаниями, ориентировочно в декабре 2021 г., добавили в Комтрансе.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров